Песочная арт-психотерапия. Содержание программы
1 этап
Типология sandplay, авторский подход: тематически-ориентированный, аналитический, actingout, sandplay на построение отношений, на решение социальных задач, диагностический, дидактический и др.
Тематически ориентированная песочная терапия. Гуманистический подход при организации коррекционно-развивающего пространства песочных игр с детьми (Роджерс и др.) Работа с симптомом в песочной терапии.
2 этап
Аналитический (Юнгианский) sandplay. Исторические и теоретические основания метода sandplay: Г.Уэлс, М.Ловенфельд, А.Фрейд, Д.Кальф, С.Минухин, Э.Эриксон, Б.Лабовитц, А.Гудвин, Т.Грабенко, Т.Зинкевич-Евстигнеева, Л.Нисневич и др.
Стандарты, схема анализа, способы интерпретации, специфика работы с ребенком. Возможности и ограничения. Практика построения и анализа песочных картин.
3 этап
Песочная терапия, ориентированная на построение отношений – установление терапевтического единства с ребенком. Интегративный подход, метод рассказывания историй Р.Гарднера параллельно с игрой на песке. Техники направленные на построение отношений ребенок-воспитатель, ребенок-родитель, дети-взрослый (Винникот, Кляйн, Захаров и др.).
Песочная терапия, ориентированная на отреагирование (actingout): цели, задачи, авторские техники и технологии. Работы с негативными состояниями и чувствами: гнев, страх, вина, обида, агрессия и аутоагрессия.
4 этап
Песочная терапия, ориентированная на решение социальных задач. Определение базовых социальных навыков, содействующих адаптации ребенка. Реабилитация социального Я ребенка через специально организованные игры на песке. Развитие коммуникативных навыков. Техники sandplay, направленные на сплочение группы, решение проблемы изолированного ребенка, решение проблемы интеграции особого ребенка.
Специфика игр на песке при организации психологического сопровождения постравматического состояния ребенка. Авторский подход, пошаговая программа.
5 этап
Дидактические игры на песке: решение задач сенсорной интеграции и когнитивного развития. Специфика технологии развивающих игр на песке с детьми разного возрастного и интеллектуального статуса. Возможности и ограничения. Интеграция методов арт и сказкотерапии в sandplay при решении развивающих и коррекционных задач. Sand—art – рисование песочных картин.
Диагностика в Песочной терапии: тест «Мира» Ш.Бюллер, тест «Деревня» Р.Мукиелли.