Психотерапия как способ прогрессивного изменения сознания*
Человечество за время своего существования накопило громадные знания и опыт обращения с реальностью окружающего мира, которая постоянно согласовывается с индивидуальным восприятием реальности. Абсолютное большинство людей договорилось, что реальность такова, как мы ее все вместе воспринимаем. Индивидуальное восприятие корректируется с уже сложившимися знаниями и опытом поколений. Наука выступает на первом плане корректировки этих двух категорий: реальностью вообще и индивидуальной реальностью. Наука меняет сложившуюся реальность, привнося новое понимание реальности, которая в связи с новыми открытиями и достижениями науки, меняется в сторону еще более четкого различения явлений и предметов окружающего мира, устанавливает новые связи между ними.
В психологии предметом научных исследований являются по сути те процессы, которые находятся находятся в так называемом «бессознательном». С изучением неосознаваемых процессов происходит прояснение психических явлений, меняется восприятие субъектом не только внутренних процессов , но и проясняются внешние явления и предметы. Понятие «восприятие» я даю в более широком смысле этого слова, чем оно находит свое толкование в психологии. Психическое отражение реальности можно назвать не только восприятием, которое является по существу определением чувственного отражения мира, а и сознанием в том смысле, что сознание есть высшая форма отражения реальности, учитывающее не только наблюдаемые явления и предметы, их связь между собой, но и самого наблюдателя, а также процессы возникновения, развития, проявления и прогнозирования явлений.
Сознание — высшая форма отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью. Вот здесь и возникает главный потенциал прогрессивного изменения сознания, главный ресурс изменений. Речь представлена языком и другими символами. Ограниченность языка от используемого средним образованным человеком словаря в количестве двадцати тысяч до собрания Даля в количестве 200 тысяч слов. Ежедневно используя определенный набор слов, человек воспринимает мир в индивидуальном аспекте. Причем используемые слова не всегда основаны на полном понимании слов. Настоящих слов, представленных у человека в виде личностных концептов или конструктов, как говорил Келли, в действительности не так много по сравнению с общим количеством слов. Из тех 20 тысяч слов, которые использует человек многие слова являются не до конца понятными и понятыми. Некоторые свои мысли человек путает с состояниями. Не хватает слов, чтобы выразить то, что я вижу, слышу, чувствую. А поиск этих слов в бедном словарном запасе приводит к искажению реальности до банальности субъективного запаса слов. Кроме того, что в каждом индивиде имеется ограниченное количество слов, но еще есть логика составления предложений, мастерство передачи словами не только логики, но и эмоционального содержания. А также какие-то жесты, мимика, микродвижения лица и тела, которые зачастую не распознаются теми, к кому направлено повествование. Они находятся ниже порога восприятия, не осознаются, но могут быть доступны сознанию в общем впечатлении.
С давних времен, когда еще отсутствовала письменность, люди научились устному творчеству и передавали свои знания и наблюдения из уст в уста. Когда же появилась письменность, которая первоначально была очень ограничена и была бедна на конкретное перенесение описания мира мысли и ощущений на слова, причем описание должно передавать не только логику процесса, но и эмоциональное переживание. Такое описание и сейчас недоступно подавляющему большинству, а доступно только талантливым писателям, преимущество которых перед другими и заключается в том, что они передают не только описание реальности, мыслительного образа, но и передают тонкие эмоциональные и даже телесные движения. Так как таких талантливых писателей ограничено, то люди постепенно столкнулись с тем, что текстовое описание каких-то законов и наблюдений не всегда верно передает реальность. Поэтому в некоторых сферах жизни появились различные группы, элиты, которые передавали свои знания и опыт из уст в уста, даже запретив письменное описание своих специальных знаний. Эти группы понимали, что слова, произнесенные в определенном контексте, придают определенный подтекст, который выражается в тех субъективных образах мира, доступных только в групповом взаимодействии. Так называемое коллективное мышление возникало в момент такой передачи знаний и опыта. Эта передача отсутствовала в письменных текстах. Это был шифр, недоступный непосвященному человеку. Такое основание дает понимание психотерапии, как способа изменения сознания личностью, столкнувшейся с трудной жизненной ситуацией и готовой к изменениям в поисках прояснения и понимания реальности.
Многие практические методы работы с людьми были основаны на более широком воздействии нежели только словами. Научиться мастерству какой-либо деятельности можно наблюдая и слушая мастера. Даже в моем поколении выпускник, приходящий на работу, сталкивался с тем, что наставник мог сказать обескураживающую фразу: «Забудь обо всем, чему тебя учили. Сейчас будет настоящее обучение». Конечно, такое выражение было преувеличением, но заставляло начинающего работника быть более внимательным к тому, что делал мастер. Это можно отнести к любым профессиям. Но более внимательным надо быть к той работе, которая подразумевает взаимодействие с другим человеком. Мастерство артиста, художника требовало неустанного внимания и присутствия на обучении. В наше время даже хороший парикмахер становится высококлассным специалистом, если он посещает различные мастер-классы. И это несмотря на то, что появилось огромное количество литературы по освоению мастерства в любой профессии, даже многочисленные видеоуроки не дают того понимания профессии, которое возникает при личном контакте.
Обучение психотерапии уходит своими корнями в глубь веков. Проследить цепь личных контактов между современным психотерапевтом и древним жрецом довольно трудно. Тем не менее мы можем проследить такую цепь, которую можно проследить к врачам и мыслителям древности. Попытка проследить учителей Фрейда остановилась на 16 веке (Джон Дюпор), в промежутке одним из учителей был сам Исаак Ньютон. Средневековье страдает силой религиозного влияния и научные пути учителей и учеников рассеваются в средние века и нужно специальное исследование, так как нет четкой цепи переходов от учителей к ученикам. Тем не менее многие из учителей Фрейда, которые имели влияние занимались разными науками: от философии до зоологии. Тот же учитель Фрейда Мейнерт был учителем Сербского, русского психиатра, далее последовательно идут ученики: Корсаков, Ганнушкин, Кербиков, Урываев, Эйдемиллер, Залевский. Последние ученые уже известны нам. Это говорит о том, что даже поверхностное прослеживание порядков учитель-ученик приводит нас к пониманию того, что передача знаний из уст в уста является одним из оснований считать психотерапию действенным способом изменения сознания, доказанным вековой историей человечества. Приятно даже представлять, что в череде моих учителей есть Ньютон, Ницше. Но можно предположить, что пути передачи знаний ведут свое начало к древнегреческим философам-практикам Платону, Сократу и другим. И далее — далее в глубь человеческой, биологической и космической истории.
Поэтому практическая подготовка психологов, как немедицинских психотерапевтов имеет в своем содержании и формате практические занятия с учениками. Кроме того, важным компонентом обучения психотерапии является собственная психотерапия ученика у практикующих психотерапевтов и, конечно, супервизия.
В заключении хочу подытожить все размышления о психотерапии. Психотерапия немедицинская — ни что иное как практическая психология, т.е. применение на практике знаний психологии, которое помогает человеку преодолеть те жизненные кризисы и конфликты, которые встречаются у него на пути или в которые он попадает. Решить эти проблемы — трудные жизненные задачи, помогают люди, которые обучены специальным образом взаимодействовать с другим человеком, передавая ему опыт многих многих поколений, помогая ему получить специальные знания. Эти знания о мире, о человеке в этом мире, не всегда имеют словесное выражение, что-то неуловимое проходит вне сознания, ниже порога восприятия, но тем не менее благотворно действует на человека. Помогая ему самому понять суть вещей и явлений и самостоятельно найти выход из той трудной ситуации, в которой он оказался, и которая привела его к мастеру прояснения скрытых процессов — профессиональному психологу.
Глоссарий названия статьи:
-
Психотерапия — сконструированный и регулируемый процесс желаемого изменения восприятия, а также мышления, поведения, эмоционального реагирования.
-
Способ — порядок, последовательность и образ действий, метод в исполнении какой-нибудь работы, в достижении какой-нибудь цели.
-
Прогресс — направление развитие от низшего к высшему, поступательное движение вперед — к лучшему, развитие свойств с целью улучшения чего-либо.
-
Изменение — делание иным, другим.