Периодизации детского развития разных авторов
-
1. Эрик Эриксон (15.06.1902-12.05.1994)
-
1) Младенчество от 0 до 1 года. Доверие к миру.
-
2) Раннее детство от 1 до 3 лет. Самостоятельность.
-
3) Детство от 3 до 6 лет. Инициатива.
-
4) Школьный возраст от 6 до 12 лет. Компетентность.
-
5) Отрочество и юность от 12 до 20 лет. Идентичность личности.
-
6) Ранняя зрелость от 20 до 25 лет. Близость.
-
7) Средний возраст от 25 до 65 лет. Продуктивность.
-
8) Поздняя зрелость после 65 лет. Целостность личности.
-
2. Жан Пиаже (09.08.1896-16.09.1980)
-
1) Сенсомоторный интеллект от 0 до 2 лет.
-
1.1. От 0 до 1 месяца. Упражнение рефлексов.
-
1.2. От 1 до 4 месяцев. Элементарные навыки.
-
1.3. От 4 до 8 месяцев. Вторичные круговые реакции.
-
1.4. От 8 до 12 месяцев. Начало практического интеллекта.
-
1.5. От 12 до 18 месяцев. Третичные круговые реакции.
-
1.6. От 18 до 24 месяцев. Начало интериоризации своих действий.
-
2) Реперезентитивный интеллект и конкретные операции от2 до 11 лет.
-
2.1. От 2 до 7 лет. Дооперациональные представления.
-
2.2. От 7 до 11 лет. Конкретные операции.
-
3) От 11 лет. Формальные операции.
-
3. Зигмунд Фрейд (06.05.1856-23.09.1939)
-
1) Оральная стадия от 0 до 1 года. Ребенок получает удовольствие от сосания.
-
2) Анальная стадия от 1 до 3 лет. Ребенка приучают к опрятности.
-
3) Фаллическая стадия от 3 до 5 лет. Зарождаются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.
-
4) Латентная стадия от 5 до 12 лет. Интересы ребенка направлены на общение с друзьями на школьное обучение.
-
5) Генитальная стадия с 12 лет. Стремление к нормальному сексуальному общению.
-
4. Фредерик Саломон Перлз (08.07.1893-14.03.1970)
-
1) Пренатальная стадия. От зачатия до рождения — ребенок до рождения питается через материнскую плаценту и пуповину.
-
2) Предентальная стадия. От рождения до появления первых зубов.
-
3) Резцовая стадия. Появление первых передних зубов.
-
4) Молярная стадия. Появление коренных зубов.
5. Павел Петрович Блонский (14.05.1884-15.02.1941)
-
1) Первая стадия. Беззубая.
-
2) Вторая стадия. Молочнозубая.
-
3) Третья стадия. Постояннозубая.
-
6. Карл Бюлер (27.05.1879-24.10.1963)
-
1) Первая стадия психического развития. Инстинкт. Удовольствие от действия в конце.
-
2) Вторая стадия. Дрессура (образование условных рефлексов). Удовольствие и деятельность идут параллельно.
-
3) Третья стадия. Интеллект (появление ага-переживания, осознания проблемной ситуации). Удовольствие с самого начала процесса.
-
7. Эдуард Клапаред (24.03.1873-29.09.1940)
-
1) От 0 до 2 лет. Интерес к внешней стороне вещей.
-
2) От 2 до 3 лет. Развитие речи.
-
3) От 3 до 7 лет. Интеллект.
-
4) От 7 до 12 лет. Склонности.
-
8. Эрнст Мейман (29.08.1862-26.04.1915)
-
1) От 0 до 7 лет стадия фантастического синтеза.
-
2) От 7 до 12 лет стадия анализа.
-
3) От 12 до 16 лет стадия рассудочного синтеза.
-
9. Стенли Холл (01.02.1844-24.04.1924) и К. Гетчинсон
-
1). От 0 до 5 лет. Стадия собирания и копания
-
2). От 5 до 11 лет. Стадия охоты и захвата.
-
3). От 8 до 12 лет. Стадия пастушечья.
-
4). От 11 до 15 лет. Стадия земледельца.
-
5. От 14 до 20 лет. Стадия промышленности
-
10. Лоренс Колберг (25.10.1927-19.01.1987)
-
1) Доморальный уровень
-
1.1. Стадия избегания наказания.
-
1.2. Ожидание поощрения.
-
2) Конвенциональная мораль.
-
2.1. Ожидание одобрения от других.
-
2.2. Ожидание одобрения от авторитета.
-
3) Автономная мораль.
-
3.1. Ориентация на принятые на себя обязательства перед обществом.
-
3.2. Ориентация на общечеловеческие этические принципы.
-
11. Даниил Борисович Эльконин (16.02.1904-04.10.1984)
-
1) Раннее детство.
-
1.1. Младенчество от 0 до 1 года. Ведущий вид деятельности — непосредственное эмоциональное общение.
-
1.2. Раннее детство. Предметно-орудийная деятельность.
-
2) Детство.
-
2.1. Дошкольное. Ролевая игра.
-
2.2. Младшее школьное. Учение.
-
3) Подростничество
-
3.1. Младшее. Общение в общественно-полезной деятельности.
-
3.2. Старшее. Учебно-профессиональная деятельность.
-
12. Артур Владимирович Петровский (14.05.1924-02.12.2006)
-
1) Детство. Адаптация.
-
1.1. Раннее детство от 0 до 3 лет.
-
1.2. Дошкольное детство от 3 до 7 лет.
-
1.3. Младший школьный возраст от 7 до 11 лет.
-
2) Отрочество. Индивидуализация.
-
2.1. Средний школьный возраст от 11 до 15 лет.
-
3) Юность. Интеграция.
-
3.1. Старший школьный возраст от 15 до 17 лет.
-
13. Лев Семенович Выготский (05.11.1896-11.09.1934)
-
Два пути развития: критический и литический.
-
3 этапа перехода:
-
1) Предкритический. Прежние формы поведения мешают развитию.
-
2) Критический. Поиск новых форм.
-
3) Посткритический. Усвоение новых форм.
-
Развитие
-
1) Кризис новорожденности. Младший возраст от 2 месяцев до 1 года.
-
2) Кризис 1 года. Раннее детство от 1 до 3 лет.
-
3) Кризис 3 лет. Дошкольный возраст от 3 до 7 лет.
-
4) Кризис 7 лет. Школьный возраст от 8 до 12 лет.
-
5) Кризис 13 лет. Пубертатный возраст от 14 до 18 лет.
-
14. Иван Викторович Котва наст. время
-
1) Стадия освоения окружающего мира от 0 до 6 месяцев. Инстинкт.
-
2) От 3 месяцев до 2 лет. Импринтинг.
-
3) От 1,5 до 4 лет. Интроецирование.
-
4) От 3 до 6 лет. Имитация.
-
5) От 5 до 7 лет. Идентификация.
-
6) От 6 лет до 12. Интериоризация.
-
7) От 11 до 17 лет. Индивидуализация.
-
8) От 16 до 23 лет. Интеграция.
-
9) После 22 лет. Импровизация
Составил Иван Котва, автор современной периодизации, психолог