Новости

Когнитивный компонент психологической помощи

Количество моделей психологической помощи растет. К основным видам психологической помощи относятся: психотерапия, психокоррекция и психологическое консультирование. Психогигиена и психопрофилактика имеют более широкое значение и рассматриваются в данной статье не будут.

Психотерапия имеет уклон в сторону медицины, и психотерапией занимаются не только психологи, но и врачи. Психокоррекция тяготеет в сторону педагогики, и многие педагоги в своей педагогической деятельности используют методы психокоррекции. Психологическое консультирование является основной профессиональной деятельностью психолога.

В обыденном сознании психологическая помощь ассоциируется с психотерапией. Таким понятием, можно обобщить оказание психологической помощи вообще. Использование термина «психотерапия» началось с английского психиатра Дэниеля Тьюка, книги которого описывали влияние духа человека на его тело. Первый классический психотерапевтический сеанс провел Зигмунд Фрейд еще в 19 веке. С тех пор внутри психоаналитической модели оказания психологической помощи появились десятки направлений, а кроме психоаналитической появились сотни других направлений. В США по разным источникам более тысячи направлений психотерапии, а в Германии более 300. Только в русском варианте Википедии говорится о 34 видах психотерапии и этот перечень даже на первый взгляд неполный. В частности, отсутствуют даже известные виды психотерапии: рациональная (Дюбуа), поведенческая, аналитическая (юнгианская), индивидуальная (адлерианская), логотерапия.

Классификация направлений психотерапии условно разделяется на три основных вида: динамическая (психоаналитическая), поведенческая (бихевиористская), гуманистическая, которые, в свою очередь, тоже делятся на разные. Каждый основатель какого-либо подхода базируется на нескольких основных положениях: теория личности и ее развития, теория возникновения и динамика психологических расстройств, теория оказания психологической помощи с практическими методами и техниками применения и всегда присутствующая скрытая, мягкая или жесткая критика других направлений. Критика является закономерным обоснованием возникновения нового подхода.

Первое психотерапевтическое направление — психоанализ породил много других, иногда прямо противоположных направлений. Сразу же отделился А.Адлер со своей индивидуальной психологией (1911), К.Юнг со своей аналитической психотерапией (1914), и многие другие (Ф.Перлз, Э.Берн, Ж.Лакан, Г.Салливан, К.Хорни, А.Бек, Э.Фромм, А.Эллис и др.). Даже Р.Ассаджиолли со своим психосинтезом отталкивался от психоанализа.

В рамках данной статьи мы не будем останавливаться, чем же именно занимается психотерапия. Приведем простое определение, что психотерапия — это деятельность, направленная на избавление человека от психологических проблем. Приемы, техники, методы всего множества направлений включают в себя основные правила психотерапии — убеждение, внушение, подражание, поддержка (подкрепление). Убеждение рассматривается здесь как процесс и как сформированный конструкт. Внушение представляет собой вербальное и невербальное взаимодействие при разном состоянии сознания от легкого трансового состояния до глубокого гипнотического сна, в которых находится человек при различных ситуационных обстоятельствах. Подражание — это заложенный природой процесс повторения, копирования мыслей, чувств, поведения значимого и авторитетного человека. Поддержка — это специально выраженное усиление человеческих свойств и качеств, подкрепление определенного поведения и состояния.

Все эти компоненты психотерапевтического процесса при внимательном изучении каждого подхода так или иначе будут присутствовать во время оказания психотерапевтической помощи человеку независимо от названия психотерапевтического процесса. Разные пропорции этих компонентов и составляют богатый ассортимент психотерапевтической кухни. На вкус и цвет товарища нет, но тем не менее, каждый представитель своего психотерапевтического направления считает свой метод самым правильным методом и склонен критиковать другие. Оставим в стороне экономические причины такого поведения. Идеологические или методологические проблемы заключаются в разных основаниях того или иного психотерапевтического направления, которые связаны с теорией личности и технологией психотерапевтического процесса. Подавляющее большинство психотерапевтических процессов, начиная с психоанализа, базируется на утверждении, что основным источником проблем человека является так называемое бессознательное — часть психики человека, недоступная его пониманию. И тем не менее по каждому направлению психотерапии написано огромное количество работ, в которых авторы убеждают читателя, что бессознательное есть и рассказывают об огромных способах воздействия на это бессознательное. Другими словами все авторы психотерапевтических направлений с помощью простых сознательных доводов и законов логики объясняют читателям, как справляться с бессознательными влияниями психики. Возникает вопрос, почему уважаемые авторы не могут так подать нам материал, учитывая открытое ими технологическое, в широком смысле этого слова, влияние на бессознательное, чтобы читатели приняли только их верное утверждение. Например, можно предложить адепту телесно-ориентированной психотерапии провести лекцию о влиянии тела на психику и жизнь человека, без слов, только телом.

Когнитивная психология оформилась в 1956 году, ее выводы широко используются во всех областях психологии. В основе когнитивной психологии, как и всех других лежит общая психология — обобщающий раздел психологии. Именно знания общей психологии помогают психологу лучше понимать когнитивный компонент психологической практики, который апеллирует в своей сути к сознательной части психики человека. Есть еще непознанное в психике человека, есть так называемое бессознательное, которое можно условно разделить на подсознательное, предсознательное, сверхсознательное. Лучше всего на эту тему говорится в работах И.П. Павлова и Н.Д.Узнадзе, которые называли эти психические явления неосознаваемым, можно добавить временно неосознаваемым, так как психологическая наука идет вперед и большая часть неосознаваемого является уже известным и названным определенными понятиями: установка, интуиция, автоматические действия и мысли, фиксированные способы поведения, стереотипии и др. Задача психолога разобраться в этих неосознаваемых процессах, сделать их доступными пониманию человека, который обратился за помощью. Но прежде всего эти психологические явления должны быть доступными для понимания самому практикующему психологу, задействовав его познавательные функции, т.е. опираясь на когнитивный компонент обоснования и оказания психологической помощи.

В настоящей статье автором не ставилась задача критиковать психотерапевтические направления, которые основаны на бессознательном аргументе. Автор показывает, что в любой психотерапевтической практике и любом теоретическом обосновании этой практики присутствует когнитивный компонент. Учитывать это при теоретическом обосновании и практическом применении психологической помощи необходимо и относиться с реально представленном на психотерапевтическом процессе когнитивным компонентом клиента, необходимо, независимо от того, приверженцем какого метода является практический психолог и психотерапевт.

Иван Котва, прогрессивный психолог

Поделиться с друзьями