Новости

Дом народов

дом народов

Профоргам и психологам посвящается

В советское время, как вы помните, не было публичной психотерапии (“публичная” — это значит, что услуги этой психотерапии предлагаются в рекламе), была психотерапия медицинская и корифеи того времени Мясищев, Свядощ, Довженко, Шичко, даже тот же Ганнушкин, работали в белых халатах и лечили тройку неврозов: истерию, неврастению и психастению, к которой относили и навязчивости, а также, кто лучше, кто хуже помогали с зависимостями. Основные виды лечения были просты и действенны: рациональная или объяснительная психотерапия, гипноз и санаторно-курортные романы. Ну и, конечно, разные там уколы, витамины, валерьянки. И в общем-то справлялись. Почему? Было меньше невротиков? Нет, просто к вышеуказанным психотерапевтам шли, когла уже ничего другое не помогало. А другого было много. Я решил сделать шуточное соответствие былой публичной «психотерапевтической» (дальше будет понятно почему в кавычках) помощи и современной без кавычек психотерапии.

Для развития нашего воображаемого образа представим себе большой дом. В нем до перестройки располагались разные организации. После перестройки туда заехали разные современные психотерапевты. Конечно, старые вывески сняли, а повесили новые. Но вот старый сторож проводил нас по этим кабинетам и по памяти восстановил картину былого. Можно как-то по особому, с восхищением, перечитать теорию поля Курта Левина, но несомненно фантазия автора находится и под влиянием этой теории.

И вот наша экскурсия по зданию началась. Сначала мы вместе со старым сторожем подошли практически к главному кабинету. Это был кабинет Парткома. На нем висела табличка «Бихевиористы». Да, действительно, подумалось мне, всегда есть отличники, которых можно просто научить, что и как делать. Конечно, дальше мы проследовали к кабинету генерального директора. На его дверях была очень дорогая табличка «Консалтинговая компания «Tyazhmash group consulting». Наверное, хозяин кабинета не сменился, смекнул я. Рядом был кабинет Отдела кадров, за табличкой «Бизнес-тренинги» слышался громкий голос заикающегося бизнес-тренера. В бывшем кабинете профкома сидели роджерианцы — гуманистические клиент-центрированные психологи-консультанты. Симпатией, эмпатией, иногда и сочувствием веяло от них, но все были конгруэнтны, хотя иногда и чересчур искренни. В драмкружке шумели психодраматисты. Изокружок облюбовали арт-терапевты, их трудно отличить от бывших, резюмировал сторож. Вот, тут кабинет, был Планово-экономический отдел, указал сторож. На нем висела табличка «Когнитивные психотерапевты». Планы, цели, задачи. В бывший клуб самодеятельности заселились гештальтисты, бородатые большей частью, но есть и свежевыбритые. На нем был листок бумаги с неровным почерком от руки написано «Тихо, идет сессия». Сторож вел меня дальше, вот здесь был Совет ветеранов, ну конечно, на двери красовалась строгая табличка «Психоанализ”. Да уж прошлое забывать нельзя. В бухгалтерии сидели «Регресс-терапевты», что делают понимают, а зачем не очень. На комнате отдыха висела табличка «Тихо, идет сеанс гипноза». Вот здесь была Касса шепотом сказал сторож. На мой вопрос, почему шепотом, оглянулся по сторонам, наклонился к уху «Секта какая-то». Мы ускорили шаг. В бывшем театре кукол развлекались с серьезными мыслями, а иногда и лицами сказкотерапевты. Сторож гордо сказал, что Товарищеский суд был в этом кабинете. На нем висело объявление «Приглашаем не всех на ежегодный семинар по экзистенциальной психотерапии в Вильнюс». В кабинете Родительского комитета сидели ТА-терапевты. Планетарий облюбовали трансперсонологи. В киноклубе сидели юнгианцы, а в медкабинете адлерианцы и психосоматики. Библиотеку заняли позитивные психотерапевты и рассказывали притчи. Недалеко в бывшей курилке говорили на английском позитивные психологи. В этом доме была немаленькая кладовка, на которой появилась табличка «НЛП». На этом наша экскурсия по дому закончилась, она подтвердила теорию знаменитого учителя не менее знаменитой первооткрывательницы «эффекта незавершенного действия».

И я вам вполне серьезно говорю, в каждой шутке только шутка.

Иван Котва, психолог

Иван Котва, психолог

Поделиться с друзьями