А.В. Суворов: «Трудно в учебе — легко в бою!»
-
Всем уже известно, что нервно-психические напряжения являются причиной или способствуют развитию различных заболеваний. Как бы мы не хотели открещиваться от биологической, животной природы человека, именно тело является основной проблемой человека, когда он заболевает. И никакие деньги и никакая власть не могут справиться с этими проблемами. Все равно человек вынужден выживать в этом мире, сначала выживать, а потом радоваться. Этот мощный природный механизм — инстинкт выживания — миллионы лет формировал эмоциональные и телесные реакции. Кто и что сможет противостоять этому? Человеческий мозг может противостоять инстинктам и то не весь, а только лобные доли — та часть, которая появилась самой последней и функции которой, по мнению многих ученых связаны с чисто человеческой деятельностью — рассудок, речь, письмо, воля, мотивация и др, т.е. все, что так или иначе относится к познанию, а значит к обучению.
-
Важно понимать, что вообще обучение — процесс многоплановый, в котором сочетаются разные функции и процессы психики. В этой статье мы рассмотрим две основные стороны обучения.
Во-первых, обучение направлено на создание автоматизмов, когда какая-либо операция по мере ее овладением переходит из области сознания в область автоматизма. Это происходит для того, чтобы что-то уже известное не отвлекало внимание человека и освобождало мозг и психику для восприятия нового, которое создает полную картину мира без пробелов и темных пятен, которые и являются причиной возникновения закономерной тревоги у человека. Предъявив человеку больше чем 7 сигналов, которые человек в состоянии воспринять одновременно, можно основательно повысить его тревогу, тем более если сигналы будут связаны с выживанием. Поэтому, чем быстрее человек обработает эти сигналы и освободит сознание, тем ему будет менее тревожно и он будет более продуктивен.
-
Примером из жизни могут служить такие действия, как застегивание пуговиц. В детстве это было нашим вниманием, сейчас мы не задумываемся над этим, или письмо, которое мы осваивали еще дольше, чем пуговицы. Например, обучение вождению автомобиля тоже является созданием автоматизма, более сложного, но более показательного, потому что точек внимания намного больше, чем в застегивании пуговиц или письме. Водителю надо одновременно следить и за своими множественными действиями и за обстановкой на дороге, за знаками. Только автоматические движения простых операций: включить сигнал поворота, нажать на тормоза и т. п., делают водителя более умелым.
-
Во-вторых, обучение способствует более дифференцированному и точному восприятию картины окружающего мира. Это также проявляется в исчезновении белых и темных пятен в картине мира. Только эта функция обучения отличается от первой тем, что появление белых и темных пятен связано не с тем, чтобы явно, с помощью восприятия создать полную картину мира, но и заметить с помощью мышления такое различие между разными предметами и явлениями, которые не обучавшемуся человеку незаметны. Если первая причина важности обучения связана с оператионной функциональной стороной деятельности, то вторая больше связана с умением направлять внимание, наблюдать, концентрироваться и мысленно обрабатывать поступающую информацию опять же для более комфортного выживания. Последние исследования доказывают важность обучения для более точной дифференцировки предметов и явлений окружающего мира. Для некоторых людей предметы и явления предстают феноменологично, явочным порядком, т.е. как обычные предметы и явления и неспециалисту трудно понять точные причины возникновения тех или иных изменений со стороны привычной картины мира. Такая неспособность различать эти изменения зачастую является причиной стресса и приводит человека к сильному внутреннему напряжению, который может закончиться болезнью тела.
-
Примером для этой стороны обучения служат профессиональные действия специалистов любой отрасли. Парикмахер может заметить взаимосвязь овала головы и длиной волос. Профессиональный винодел или парфюмер различают вкус и запах сотен изделий. Даже работник ситцевой фабрики может различать 40 оттенков белого цвета. Оттенки человеческих отношений заметны профессиональному психологу. Для простого, как говорят неискушенного, а значит не посвященного в тонкости дела, не обучавшемуся, кажется иногда, что парикмахер, винодел, парфюмер, ткач — все они творят чудеса. И это правда. Всему можно научиться и удивлять других своими умениями.
-
Для того, чтобы познавать мир и жить в нем комфортно человеку необходимо жить по старой русской поговорке «Век живи — век учись!» И особая область человеческого интереса связана с эмоциями, мышлением, поведением самого человека, поэтому изучение психологии позволяет научиться замечать тонкости в этих сферах и не испытывать тревогу там, где ее нет. Не испытывать тревогу, значит меньше иметь внутренних нервно-психических напряжений, о которых и было сказано в начале этой статьи.
-
Чтобы попасть на курс изучения психологии человека, достаточно позвонить и записаться в новую группу, которая стартует 10 февраля. Тел. 76-05-15
Иван Котва, психолог