Новости

У кого учился Абрахам Маслоу — Курт Гольдштейн

Голбдштейн Курт

Краткий очерк о Курте Гольдштейне

Жить в нашем крае интересно и достойно. Иммануил Кант принес городу мировую известность, а может таким образом увел в тень других умных людей. Тем более связанных с Кенигсбергским университетом, например, в котором целых 8 лет (1907-1914) преподавал Курт Гольдштейн — один из сильнейших психиатров и психологов мира. Его холистический взгляд на человека, на психические процессы заслужил право на увековечивание памяти этого ученого. Курт Гольдштейн родился 6 ноября 1878 года в Катовице — польском городе, а в то время в составе Пруссии. Именно в 1878 году произошло разделение Западной и Восточной Пруссий, последняя стала провинцией Германской империи. В 1903 году защитил докторскую диссертацию  и  окончил университет в Бреслау (ныне г.Вроцлав), причем учился Курт у самого Карла Вернике (синдром Вернике-Корсакова), который в свою очередь учился у Г. Мейнерта, руководившего психиатрическим отделением Венской городской больницы, у которого проходил практику Зигмунд Фрейд, и также к нему приезжал на практику Владимир Петрович Сербский. 

В 1907 году Курт Гольдштейн прибыл в Кенигсберг -столицу восточной Пруссии и был назначен приват-доцентом Кенигсберского университета, а потом и профессором в свои 36 лет. Началась Первая мировая война. Гольдштейн организует госпиталь, впоследствии институт «исследований последствий мозговых повреждений» и руководит им до окончания войны. В 1919 году Гольдштейн профессор во Франфурте-на-Майне. Основал с Максом Вертгаймером знаменитый журнал «Psychologische Forschung» в 1922 году. Один из организаторов Международного общества психотерапии в 1927 году. Профессор и директор неврологического отделения госпиталя Моабит в Берлине с 1929 до 1933 года. Один из первых немецких профессоров, попавших в нацистскую тюрьму и выдворенных из Германии в 1933 году. В эмиграции – в Нидерландах два года с 1933 до 1934 года. Здесь в Гааге он пишет свой знаменитый труд «Организм». Профессор Колумбийского университета и руководитель нейрофизиологической лаборатории в Монтефиорском госпитале в Нью-Йорке с 1935 до 1940 года, профессор Тафтского медицинского колледжа и руководитель неврологической лаборатории в Бостоне с 1940 до 1945 года, с 1945 г. в Нью-Йорке, профессор Нью-Йоркского колледжа с 1949 до 1955 года, руководитель психологического отдела Нового института социальных исследований. 

Основные идеи Курта Гольдштейна. Самосохранение он рассматривал как негативную потребность противопоставляя ему самоактуализацию как позитивную активирующую потребность человека. Гольдштейном была выдвинута концепция об абстрактном и конкретном поведении — двух глобальных типах взаимодействия человека с миром. Гольдштейн утверждал, что освобождение от напряжения является очень важным фактором, но только для больного организма. Для здорового организма основная цель заключается в «создании определенного уровня напряжения, а именно такого, который может обеспечить дальнейшую активность». Каждая из идей Гольдштейна при ее разборе дает толчок для понимания психики человека, что очень полезно для практических психологов.

Его учеником был знаменитый Абрахам Маслоу, посвятивший Гольдштейну одну из своих книг.  

Иван Котва, психолог

Поделиться с друзьями