Новости

Почему студенты дремлют и зевают

фрейд в человеке 2

Почему студенты дремлют?

Вниманию студентам психологии. Эта статья для вас, так как помогает понаблюдать за своим состоянием во время занятий с точки зрения психологии.

Вас ожидают такие формы изучения психологии: лекция, тренинг, психологическая группа, семинар, практикум, мастер-класс. В этой статье речь пойдет о лекциях и ее побочных эффектах. О тренингах и практикумах читайте здесь, перейти на тренинги — практикумы

Лекции по психологии отличаются от классических интерактивом, потому что психология есть у каждого человека и ему всегда интересно узнать себя получше. Интерактивные лекции проходят в форме диалога и направлены на актуальные потребности студентов. Если преподаватель увлекается и «забывает» про студентов, то студенты его останавливают вопросом: «Зачем Вы это говорите?» (шутка). Важно, чтобы тема была интересной и понятной. Если тема интересна, но вы засыпаете, то есть несколько причин. 

Первая причина в том, что, если вроде бы все понятно, но хочется спать, то это сигнал о том, что есть непонятное. Можно переспросить преподавателя: «Правильно ли я понимаю, что психология — наука о законах психики? Какие основные законы психики мы должны понять сегодня?» Квалифицированный вопрос на «5». Можете его задавать всегда, когда засыпаете. Вы разбудите всех, в том числе увлекшегося преподавателя. 

Вторая причина, снижение активности. Приветствуется такое предложение для всей группы: «Давайте разомнемся!» По типу: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали, мы немножко отдохнем и опять писать начнем!» 10 приседаний пробудят любого. 

Третья причина возникающей скуки-дремы и борьбы с дремотой — отсутствие связи с жизнью. Нет наглядности получаемых знаний. Предложите преподавателю показать то, о чем он вещает на примере или нарисовать на доске. 

Четвертая причина — накопленная усталость, как физическая, так и нервная. Какие-то утомительные занятия вне учебного процесса могут истощить организм и придя на учебу, вы расслабляетесь и, тут как тут, лечебное торможение охватывает мозг. В таких случаях я разрешаю поспать на стуле или даже на двух-трех. Можете попросить разрешения. После этого разрешения у мозга два варианта реагирования: включаются активные, не задействованные в течение дня зоны мозга и вы включаетесь в тему занятия, или мозг соглашается отдохнуть в безопасной обстановке, краем уха слушая происходящее. И тот и другой вариант полезен.

Пятая причина — так называемое сопротивление. Изучение психологии «чревато» личностными и социальными изменениями. Возникает парадокс: с одной стороны, я хочу меняться, изменить что-то в своей жизни, перейти в интересную сферу занятий — профессиональную психологию. С другой стороны, что-то во мне не хочет меняться, вроде все устраивает в общем, зачем эти напряжения, усилия воли, размышления о своей жизни, какие-то упражнения… В человеке две сущности борются: консерватор и прогрессист. У некоторых борьбу выигрывает консерватор, но прогрессист будет всегда попрекать, потому что консерватизм часто приводит к сожалению — «надо было…» Такая борьба изматывает человека, который не может договориться сам с собой и, как результат, утомление, усталость, дремота и зевота. В основе борьбы между прогрессистом и консерватором лежит проблема цели. Если цель непонятна, то выигрывает консерватор. Поэтому для прогресса следует четко понимать, зачем я что-то делаю. Например, зачем я изучаю психологии, какие результаты я хочу получить.

Шестая причина — незавершенные дела и неоконченные действия. Эти явления различаются друг от друга, но имеют одинаковый эффект — отсутствие энергии, которая уходит на торможение возбуждения, возникшего при начале дела или действия. Сделаю небольшое пояснение. Незавершенное дело — это начатое дело и незавершенное ясным принятием решения — точная дата или согласие с окончанием дела на любом этапе его протекания. Например, отношения, написание какой-либо работы, ремонт, онлайн курс, обещание и т.д. и т.п. Неоконченное действие — это короткий по времени отрезок, как правило в текущей ситуации. Хотел что-то сказать и не сказал, хотел что-то сделать и не сделал. Было возбуждение, но ты его придавил. Незавершенные дела и оконченные действия утомляют человека, поэтому важно самому принять решения по ним или сходить к психологу и обсудить.

Седьмая причина, встречающаяся редко: не нравится преподаватель. Почему встречается редко, хотя кажется много выступающих не нравятся. Здесь проявляется эффект социальной атрибуции. На самом деле человеку не нравятся люди не просто так. Есть разные причины, почему тот или иной человек не нравится, но они кроются внутри человека, а не в другом. Несогласие проистекает из непонимания.  

Есть и другие причины зевоты и дремоты. Например, эффект «заражения», безопасная обстановка, усыпляющая тема или голос, время года, температура  снаружи и внутри помещения, освещение, прием пищи, бессонница, режим труда и отдыха и др. Так что зевайте на здоровье, проясните причины и не переживайте — организм сигналит во благо.

Иван Котва, психолог

Поделиться с друзьями

Has one comment к “Почему студенты дремлют и зевают”

Вы можете оставить ответ или Trackback к этому посту.
  1. Александр говорит: 11.03.2020 в 08:13

    Участковый врач у нас получает пятнадцать тысяч рублей, участковая медсестра – десять, а зарплата доцента с большим стажем немногим больше оклада участковой медсестры. Хорошо, если за лечебную работу преподавателю клиника приплачивает полставки, что теперь вследствие оптимизации нашего здравоохранения бывает очень редко. А если нет! «Бытие определяет сознание», – и потому с некоторых пор на каждой кафедре «все смешалось в доме Облонских». Теперь уже наши студенты не дежурят по ночам в клинике вместе с дежурным врачом и не докладывают о прошедшем дежурстве на утреннем рапорте, они уже не выступают и не присутствуют на клинических конференциях, да и сами конференции, которые раньше проводились еженедельно во второй половине дня, канули в лету. Вместо конференций с некоторых пор один раз в неделю после пятиминутки, когда докторам нужно идти к больным на обход, у нас проводится, на скорую руку, скомкано, клинический разбор сложного больного или доклад на ту или иную тему. При этом демократии нет и в помине. Шеф считает, что на этих разборах тон всему должен задавать он и патологически болезненно воспринимает, если кто-то выступает и при этом говорит по существу. Поэтому я, как и некоторые наши преподаватели, на утренние разборы не хожу, и шеф это молча одобряет.