Новости

Змей Горыныч и его хвост

котва костюм

Вековая народная мудрость не всегда дает прямой ответ. Древние знали, что скажи человеку «стань честным» или «стань спокойным», редко приводит к положительному результату, даже если человек страдает от своего вранья и вспыльчивости.

  Чаще всего в мифах и сказках иносказательно говорится о внутренних проблемах человека, о трудностях поведения и характера. Внешние причины являются лишь катализаторами (провокаторами) внутренних противоречий.

   С точки зрения научной психологии на современном историческом этапе, внутренние конфликты человека зарождаются в детстве, а  берут свое начало в семейных традициях многочисленных родов.

   Надо отметить, что детское происхождение проблемы еще не говорит о том, что надо анализировать детство и искать конкретные причины в процессе воспитания или влияния. Такой анализ редко приводит к решению проблемы, «голова вырастает вновь».

   Это связано по крайней мере по двум основаниям.

Первое. Найти точно ситуацию, которая привела к внутреннему конфликту невозможно, так как память очень изменчива и имеет свойство не только забывать, но и трансформировать, и даже «придумывать» новые ситуации, опять же в рамках семейной традиции.

  Второе основание заключается в том, что часто детские проблемы связаны с так называемым периодом довербального (2 года) и ранневербального (7 лет) развития, когда ребенок не говорит или еще не понимает точного значения слов. Можно усилить это утверждение тем, что даже для взрослого человека слова имеют определенный, причем часто, субъективный смысл, словарный запас у всех разный, к тому же некоторые явления и состояния до сих пор не имеют конкретных названий. И мы приходим к выводу, что невозможно во взрослом возрасте найти истинную причину, а тем более скорректировать восприятие с учетом понимания возникновения проблемы.

  Поэтому преодоление внутренних противоречий и конфликтов, приводящих к нарушениям поведения, мышления, эмоционального реагирования, задача трудновыполнимая, если не сказать невыполнимая. Опять же приглядимся к словам. Нарушения — то, что мешает нормальному. Или договоренному. Договор может письменный и устный, явный и негласный. Некоторые традиции народов мира (социальные неписаные законы морали) противоречат настолько, что бывают противоположными. Простой пример.  У коренных северных народов положить свою жену в постель к гостю не только желательно, но и обязательно. А у нас — неприемлемо.

  Значит «нарушения» имеют субъективный или менталитетный характер. Из этого следует, что какое-то поведение, какие-то мысли, какое-то эмоциональное специфическое проявление нельзя изменить или скорректировать «вырезав» что-то, надо менять мировоззрение (восприятие) в целом.

   У Змея Горыныча обычно три головы и они вырастают вновь. Если отрубать по одной голове. А вот если отрубить все головы сразу, то можно его победить. Понятна мораль образа?

   Остается длинный хвост, который острый и может еще что-то сделать при отрубленных головах. Надо и его «прижать» или отрубить. «Хвосты отрубаем!»

   У каждого народа и человека может быть три, семь или восемь пороков, которые мешают человеку быть свободным, благополучным и счастливым. И у Змея также могут быть до двенадцати голов.

   Но наверное, в каждой культуре найдется минимум три порока и четвертый хвост, которые надо одновременно отрубить.

   Отгадка на эти вопросы также находится в истории культуры. Семь смертных пороков, которые осуждаются в обществе помогают понять главную проблему человека и важные сопутствующие. Об этом читайте в следующей статье. Следите за публикациями.

Иван Котва, практикующий психолог, сказкотерапевт

Поделиться с друзьями