Новости

Психология здравого смысла

консультация психолога

Написать эту заметку меня побудило обсуждение со студентами тех социальных явлений, которые сопровождают человечество многие сотни и тысячи лет. С одной стороны, наша цивилизация уже глубоко проникла внутрь мозга и шагнула за горизонты солнечной системы, но, с другой стороны, до сих пор такие, казалось бы, устаревшие способы борьбы с тревогой и напряжением, как гадалки, астрологи, колдуны и шаманы должны отмереть, как отмерли алхимики, хироманты и прочие шарлатаны, которые постепенно, по мере развития научной картины мира, покинули человечество и остались, как герои приключенческих и фантастических произведений.

В то же время до сих пор живы и прекрасно существуют колдуны, астрологи и прочие «бабки». Это социальное явление связано, в первую очередь, с общественным сознанием, которое веками шлифовало непонятные явления в понятные бытовые стереотипы.

Приметы и ритуалы настолько сильны, что действуют подчас, как эффект плацебо. Кто верит в это, то и подвержен этому. В свое время я уделил внимание некоторым народным приметам и они действительно имеют место быть достоверными. Например, такая примета, как «просыпать соль — к ссоре» соответствует действительности. Во-первых, соль была не только предметом первой необходимости, но и стоила немало, а иногда выполняла роль денег, не только в России, но и во всем мире. Русский обычай встречать хлебом с солью ведет свою историю с древнего Рима. Во-вторых, соль на столе обычно была в солонках — небольших деревянных круглых коробочках, а хранили ее в деревянных бочках и берестяных туесах. Так что, если в солонке заканчивалась соль, то насыпать ее в небольшую солонку надо было из туеса с большим отверстием. Если в семье назревал конфликт и было внутреннее напряжение, которое могло у того, кто насыпает соль, выразится в дрожании рук или импульсивных движениях. И при насыпании в солонку соль просыпалась и это было последней каплей в скрытом семейном напряжении, приводившее к ссоре. Соль, конечно, была здесь не при чем, но как катализатор была верно подмечена народным внимательным взором.

Другой пример народной приметы. Есть такая примета «вернулся, если уже вышел, то посмотрись в зеркало, а нет удачи не будет». Это также народные психологические наблюдения. Действительно, человек, который спешит и рассеян от своих мыслей, планов, событий и эмоций, часто забывает что-нибудь важное дома: ключи, паспорт, деньги, телефон и т.п. Если он возвращается в таком же рассеянном состоянии, то схватив забытую вещь, он остается таким же рассеянным, а в дороге не далеко и до беды. Поэтому народная примета заставляет человека «прийти в себя», а для этого есть простое упражнение — посмотреться в зеркало, увидеть себя, улыбнуться и подмигнуть себе. Это реально хорошо помогает восстановить контакт с собой.

Все народные приметы выполняют роль психологических способов справляться с тревогой. Они как бы включают в человеке осознанность и позволяют отрефлексировать ситуацию. А способы решения проблемных наблюдений также наивны и просты, что позволяют менять отношение к проблеме быстро и «конструктивно». «Противоядие» от плохих примет сейчас вызывают улыбку, но все равно помогают сохранить спокойствие. Например, плюнуть три раза через левое плечо на сидящего там чертика, сказать «плюнь три раза — не моя зараза», взять за пуговицу, повернуться вокруг себя через левое плечо, сказать три раза «чур меня», в крайнем случае перекреститься.

Кроме того, существует множество примет для хорошего настроения:

Разбитая посуда — к счастью. Треснутую выкинуть.

Случайно шагнул в навоз — к удаче, поймать ее за хвост.

Найти четыре лепестка клевера или пять сирени — к счастью, только их надо съесть. Как, например, и «счастливый» билетик, в котором сумма первых трех цифр равна сумме второй.

Если муха упала в кружку — к деньгам.

Во время обеда чихнул — значит быть счастью в беседе.

Читая эти приметы, можно улыбаться, а раньше они были грозным предзнаменованием. Те времена давно прошли.

Почему же люди до сих пор обращаются к гадалкам и астрологам? Люди образованные едут за город в какую-то хибару и в условиях средневековой обстановки слушают хитро построенную болтовню малограмотной старухи (теперь бывает и молодухи). Более того, теперь общаются с колдунами и по интернету.

В чем причина таких социальных атавизмов и рудиментов?

Как в любом социальном явлении их несколько.

Во-первых, время. Сто лет для человеческого общества небольшой срок. Для примера возьмем табак, который появился на Руси еще в 16-17 веках, 400 лет назад, и до сих пор еще не изжит и потребуется еще немало лет, когда эта вредная привычка уйдет из культуры. Так что каких-то сто лет для общества это маленький срок и пройдет еще лет сто, чтобы бабки ушли в прошлое, хотя их место будут держать астрологи и нумерологи, потому что они строят свой бизнес на другой причине — снятие тревоги.

Вторая причина суеверий — психологический комфорт, который создается внутри с помощью ритуалов и талисманов. Никто и сейчас не подвергает сомнению обычай носить обручальные кольца. Согласно исследованиям психологов Гарвардского университета, приметы и древние обычаи заставляют людей быть более осторожными, лучше обдумывать свои действия и внимательными, защищают от стресса, так как позволяют более спокойно относиться к вероятной неудаче и не чувствовать вины за неудовлетворительный результат.

Третья причина — низкая квалификация профессиональных психологов и врачей. Для того, чтобы стать хорошим врачом надо очень долго учиться и нарабатывать практику, но развитие медицины и фармацевтики настолько динамично, что каждый врач не успевает внедрять в свою практику все новое и прогрессивное и зачастую действует по старинке. В этом смысле создается впечатление, что он ни чем не лучше бабки-повитухи. А психологами довольно часто становятся люди, которые не прошли достаточной подготовки и, самое важное, сами не проработали своих «тараканов» и не посещали психологов, а сами справлялись со своими проблемами и не понимают, зачем посещать супервизора. Естественно, если человек «самостоятельно разобрался со своими проблемами», то помощь от него другому человеку будет минимальна, а то и вообще никакая. Поэтому, человек, не получив помощи ни от врача, ни от психолога, ищет по «сарафанному радио» такого же дилетанта только в среде народного маркетинга ОБС — «одна бабка сказала». Теперь правда, перефразировали ОБС — «один блогер сказал».

Четвертая причина, в психологическом эффекте. По исследованиям ученых, этот эффект называется «плацебо-эффект» или «исцеление верой». Сила самовнушения достаточно эффективна в бывает даже в сложных случаях.  Эффект плацебо заключается не в одном феномене веры, в нем много разных причин. Начиная, от психологического комфорта до перестройки нейробиологических связей.

Пятая причина заключается в эффекте Барнума-Форера, суть которого заключается в том, что люди склонны верить в обобщения, которые справедливы и применимы почти для всех, но кажутся истинными для конкретного человека. Искусство составления такого обобщающего результата личной характеристики принадлежит гороскопам, но используется и разными астрологами, нумерологами и бабками. Порой они и сами не знают сути этого эффекта, а действуют по наитию. Конечно, такое влияние сродни мошенничеству.

Шестая причина раскрыта в эффекте доктора Фокса. такой эффект возникает при подтасовке фактов и способом подачи материала. Доктор Фокс не был доктором в прямом смысле слова, исследователи попросили актера выступить в роли доктора и выступить перед аудиторией как научный докладчик. Его доклад был настолько далек от истины, как по содержанию так и по логике выступления. В докладе было много двусмысленности, противоречащих друг другу заявлений, много неологизмов. После выступления в результате опроса слушателей ученые пришли к выводу, что слушатели были в полной уверенности, что они приобрели новые важные знания.

Седьмая и непоследняя причина заключается в том, что люди любят преувеличивать чудеса. Из 100 обратившихся к бабке одному случайно полегчало и он будет всем об этом твердить, а остальные 99 будут молчать о своей глупости, что поддались слухам и теперь не хотели бы выглядеть в глазах других такими вот глупцами.

Еще много разных причин, включая психологическую непереносимость признания неизлечимости, «желания схватиться за соломинку» и других отчаянных попытках обрести хоть какую-то надежду. И вот такие человеческие страдания бабки и другие целители используют для ведения собственного бизнеса.

К сожалению, иногда такие попытки кончаются печально, иногда человек «подсаживается» на иллюзию чуда на всю жизнь. У каждого своя судьба, но все-таки люди становятся более сознательными и доверяют свое телесное и душевное здоровье в руки профессионалов.

Психолог Иван Котва

А вот он — реальный борец с бабками Джеймс Рэнди https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8D%D0%BD%D0%B4%D0%B8,_%D0%94%D0%B6%D0%B5%D0%B9%D0%BC%D1%81

Поделиться с друзьями