Новости

Метод Перекрестка (4 советов) Ивана Котвы или развиваем Латеральное мышление

О Методе Перекрестка Ивана Котвы на примере консультации родителя

Латеральное мышление часто путают с креативным, дивергентным и творческим мышлением. Отличается от дивергентного тем, что не требуется многих решений. Креативное, творческое мышление направлено в сторону творчества — создания чего-либо нового. Латеральное мышление отличатся тем, что не связано с конечной целью творчества, а связано с процессом, с импровизацией, экспромтом. Главной основой импровизации и экспромта является четкое знание тонкостей процесса. В музыке, литературе, театре невозможно создать экспромт, если музыкант, писатель, артист не владеет в совершенстве техникой и художественными способностями. Владеют искусством импровизации и экспромта виртуозы своего дела, признанные мастера.

Как стать импровизатором в обыденной жизни? Стать самим собой! Познать и принять себя. На это и направлена тема публикации.

Латеральное мышление — нестандартное, оригинальное, нешаблонное, отличное от обычного человеческого мышления, от логического мышления. Латеральное мышление — основа экспромта и импровизации, антипсихотерапии.

Причем тут антипсихотерапия? При том, что психотерапия является набором методов, а в действительности человеку всегда требуется оригинальный взгляд на его проблему. Чаще всего человек, находящийся в проблеме пробует разные способы ее решения. Начинающий психолог (частенько по молодости сам так говорил) говорит: «А попробуйте это», уверенный, что это поможет и это точно клиент не пробовал, потому что проблема нерешенная, а этим способом она точно решится. В зависимости от темперамента люди отвечают энергично «Да что вы, конечно, делали» или подавленно, опустив голову «Пробовали пробовали» и добавляли «Ничего не поможет», горестно вздыхая и фрустрируя и без того замершего начинающего психолога.

Мною разработан Метод Перекрестка — 4-х советов.

Перед описанием метода сделаю экскурс в сказкотерапию. Внешне похож с темой выбора в сказках на перепутье трех дорог, помните, там на камне написано: «Направо пойдешь, себя спасешь, коня потеряешь!», «Налево пойдешь себя потеряешь, коня спасешь!» «Прямо пойдешь, и себя, и коня потеряешь!» В сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Направо идти — значит головой думать, а не конем — животным началом в человеке. Налево идти, понятно, голову потерять, дать волю страстям. Ну а прямо идти — потерять голову и коня, положиться на свою веру в хорошее, в ценности свои, в судьбу, свой дух, свою волю. Сказкотерапия — один из разделов арт- психотерапии (арт-терапии), работа с клиентом или группой с помощью метафоры.

Итак, разработал метод еще в 2008 году и применяю в своей практике и учу студентов, но публикую впервые, свой метод Перекрестка или 4-х советов. Первый совет чаще всего напрашивается сам собой. Если человек приходит и говорит, что нарушены отношения с ребенком, может возникнуть гипотеза, что родитель ориентирован на наказание. И напрашивается совет, а точнее рекомендация специалиста психолога, не наказывать ребенка. Рекомендация от совета отличается необязательностью исполнения, тогда как совет является прямым указанием. Даем рекомендацию не наказывать ребенка, причем клиент в процессе беседы говорит, что наказывал. В ответ на такую неисследованную по неопытности рекомендацию, чаще всего происходит протест. «Что вы, я наказываю его очень редко, чаще балую». Иногда возникает неловкая пауза. Психолог молчит, вспоминая, что в беседе родитель говорил о наказании. Клиент молчит, думая, туда ли он пришел. Я сразу обычно хвалю клиента и добавляю, что вероятно это дается нелегко. Здесь опять может возникнуть пауза после слов клиента Да, легко, мне же не хочется быть злодеем, я понимаю. Пауза становится зловещей для психолога. Тогда я уточняю, как вы  наказываете ребенка, как справляетесь со своим неприятием наказания.

И постепенно веду клиента к рекомендации, что «может почаще наказывать ребенка, что может отношения разладились, потому что вы много ему позволяете». С одной стороны, наказание стимулирует ребенка, с другой стороны, родитель становится более требовательным к себе. Наблюдает и за своим поведением, чтобы не допускать таких ошибок со своей стороны. К тому же надо и наблюдать за ребенком, чтобы не получалось, что требования возникают по причине плохого настроения родителя. Тут еще много нюансов, которые мы прорабатываем с родителем.

Да, второй мой совет должен быть противоположным первому. Это обязательное условие.

Третий совет, а вернее, как вы уже поняли рекомендация, касается неожиданного предложения. Например, наказать публично себя. Здесь я привожу веселый пример моего совета. Допустим, что мама говорит ребенку, что надо убрать игрушки, разбросанные по комнате и добавляет «иначе будешь стоять в углу». Ребенок собирает игрушки и по логике договора в угол должна пойти мама. Обычно клиент оживает и начинает творчески размышлять. Включается креативное мышление.

Четвертый совет, самый сложный, обычно я его даю в конце, когда мы  с клиентом уже спокойно относимся к проблеме и уверены, что ее решим совместно. Клиент доволен встречей. Обсуждаем детали домашнего задания. И я могу добавить четвертый невыполнимый совет, который воспринимается весело, но я знаю, что запускаю латеральное мышление. В таком состоянии проблема перестает существовать! Невыполнимый совет. Например, Отправьте ребенка на месяц в интернат, пусть соскучится и будем вас слушаться и ценить ваши с ним отношения. Клиент, конечно, воспринимает такой совет, как шутку, но в каждой шутке лишь часть шутки. Меняется восприятие ситуации и повышается ценность отношений в глазах клиента и его общее состояние напряжения снимается. Проблема перестает напрягать клиента и конечно его ребенка.

Итак, метод Перекрестка (4-х советов) предполагает 4 совета — рекомендации, которые дает в процессе консультации психолог:

Первый совет — очевидный, логический, направленный на естественное мышление человека. Запускает логическое мышление.

Второй совет — противоположный, расширяет сознание клиента, создает континуум — шкалу с противоположными полюсами — полярностями. На одном конце прямой совет первичный, на другом конце — противоположный совет. В сознании клиента создается широкое поле изменения отношения к проблеме, как многочисленным способам реагирования. Запускает дивергентное мышление.

Третий совет — неожиданный, провокационный, парадоксальный, остроумный, позитивный, веселый, юмористический. Запускает креативное мышление.

Четвертый совет — невыполнимый. Трудновыполнимый. Выполнимый в теории, на практике невозможен, хотя в сложных ситуациях и возможен, например, в этом случае поможет только переезд на необитаемый остров. Запускает латеральное мышление.

Записывайтесь на курсы подготовки психологов и консультантов, на консультацию и на супервизию

Иван Котва, психолог — консультант, прогрессивный психотерапевт

метод пеерекресток

Поделиться с друзьями