Новости

Тьютер для ребенка, как коуч для взрослого

Тьютер – это человек, который занимается тьютерством. Русское значение слова тьютерство – сопровождение, содействие. Сопровождение ребенка (человека в возрасте от 5 до 18 лет) по его жизненному пути, движение вместе с ним и рядом с ним – это и есть работа тьютера. Он внимательно приглядывается и прислушивается к своему спутнику, отмечает достижения и возникающие трудности, помогает ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом он не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда воспитанник «потеряется» или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь.
В жизни каждого человека есть кризисные периоды. В возрасте 6 — 7 лет происходит кардинальное изменение привычного образа жизни – поступление в школу. Меняется распорядок дня, появляется много новых требований. В непривычных условиях, необходимо научить себя учиться, контролировать поведение. В 10 лет при переходе в среднюю школу увеличивается учебная нагрузка, возникает необходимость общения со многими взрослыми. 13 лет – период полового созревания. Происходит перестройка организма, наблюдается неуравновешенность нервной системы, обостряется интерес к себе, сверстникам и окружающему миру, взрослые теряют авторитет в глазах ребенка. Девушки и юноши в 16 лет решают для себя вопросы «кем быть, в чем смысл жизни», выходят в большой мир, становятся самостоятельными. От того как человек пройдет все эти этапы во многом зависит его судьба.
Выбор «пути – дороги» — право каждого человека, но если на перекрестках дороги рядом с ребенком окажется еще и тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным – это же здорово. Именно это и является задачей тьютера: создавать условия для продуктивного движения человека по тем путям, которые выбрал он сам, помогать ему делать осознанные выборы, конструктивно решать конфликты, понимать себя и других.
Тьютер ни в коем случае не должен превращаться в «костыль», на который можно опереться в ситуации выбора и уйти от ответственности. В процессе сопровождения, создавая ситуации выбора, тьютер побуждает ребенка к самостоятельному нахождению решений, помогает ему принять ответственность за собственную жизнь. Со своим воспитанником он работает исключительно индивидуально, при этом опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка, а не на те, которые «должны быть».
Сопровождение – это процесс непрерывный, который предполагает последовательное и своевременное содействие человеку в личностном продвижении. С самого начала сопровождения начинает собираться конфиденциальная информация о различных сторонах психической жизни человека для выбора оптимальной формы сопровождения. В дальнейшем сбор информации продолжается для наблюдения динамики развития. и для обеспечения преемственности проводимых мероприятий.
В качестве методов сопровождения используются дискуссии, тренинги, игры, социальные практики, индивидуальные и групповые консультации.
Тьютерство способствует приобретению практического опыта в социально – значимой деятельности, выработке собственных средств решения проблем, развитию навыков социальной активности. Человек поймет свое творческое участие в собственной судьбе, осознает экзистенциональный смысл собственного бытия (кто Я, как живу, чего хочу, кого любить). В повседневной жизни это проявится в:
самоорганизации своей учебы, труда, отдыха, быта;
оптимальном регулировании взаимоотношений с другими людьми;
осознании своих возможностей и желаний.
Итак, тьютер – это в универсальном смысле учитель, наставник, сопровождающий, который не боится ответить своему любопытному спутнику на каверзный вопрос: «Я этого не знаю, давай разберемся вместе». И такая новая форма психологической работы является очень актуальной в настоящее время, когда человек находиться в непрерывном потоке противоречивой информации, сталкивается с серьезными трудностями и когда так легко «заблудиться» в жизни.

Поделиться с друзьями