Новости

Приоритеты воспитания: адаптация, индивидуальность и психогигиена

Последние известные события в Америке создали беспокойство во всем цивилизованном мире, потрясли мир. Появилось много страшных объявлений в общественном транспорте, заставляя иногда ловить мысль о том, а как это было там. Да, приятного мало. Беспомощность перед злом. Средства массовой информации сделали свое дело, весь мир вздрогнул и не задумался над тем, что предпринято в ответ. Если бы средства массовой информации с таким же рвением показали голодающих в Африке, лагеря беженцев по всему миру, беспризорных детей во всем мире, не говоря уж об экологических катастрофах, то может в ответ, были бы предприняты более адекватные, с точки зрения духовных ценностей, меры.

Идет сопротивление наступлению технического прогресса на природу через войны, нарушения экологии, массовые неврозы. Потому мир постоянно живет в каких-то страхах. Один плавно переходит в другой и конца этому не видно. Как в глобальном масштабе, так и в «соседском». Постепенно спускаясь на более низкие уровни обитания: планета, материк, страна, область, город, район, улица, дом – везде мы найдем проблемы: милитаристские, террористические, криминальные, экологические, социальные…

Перейдем на интересующий нас уровень. За всеми этими фактами скрыта конкретная личность со своим внутренним миром, который не меньше внешнего. Сколько трагедий, проблем, трудностей и дискомфорта испытывает современный человек. Даже не продуманный показ тех или иных катастроф для легко ранимого индивида становится стрессом. Что уж говорить про участников. Психологически тренированных людей мало. Многие бы хотели стать состоятельными и устойчивыми в жизни.

21 век, с точки зрения многих социальных работников в широком смысле этого слова, будет веком психологии. Именно сейчас надо повернуться к конкретному человеку, к его нуждам, к необходимости обретения им душевного равновесия, психического здоровья. Вооружить его основными знаниями и умениями, накопленными в психологии. Развитие науки психологии поможет осознать те ритуалы и традиции, ту мораль и этику, которые из века в век пытались создать человека «приятного во всех отношениях». Эта неосознанность заставляла применять в процессе воспитания не те меры воздействия, которые были бы более понятны подрастающему поколению.

Технический прогресс шагнул далеко вперед, создав комфортные условия среды обитания человека, но гуманитарная культура мало продвинулась вперед, не смогла создать душевного комфорта, который первичен по отношению к комфорту обитания. Если человек имеет душевное равновесие, внутреннюю радость, то ему все равно какое у него отопление. Топить печь и смотреть на огонь будет приятно. При неуравновешенном внутреннем состоянии даже центральное отопление будет вызывать состояние или «душно», или «опять в квартире холодно».

Почему гуманитарная культура так мало продвинулась (не стала «продвинутой», т.е. более совершенной)? Почему также актуален Соломон, Сократ, Кант, Ницше и другие, а в голову не приходит изучать, извините, устройство клозета в средневековье, и как, например, отапливал помещения великий Иммануил? Ради любопытства, пожалуй, — да, но ради любознательности – пустая трата времени. Ответ на эти вопросы будет ниже.

Итак, вернемся к современнику, к конкретному человеку с конкретными проблемами. Давайте сопоставим поведение, которое прививается многие тысячелетия, и те поступки, которые наблюдаются сейчас. За ориентир возьмем заповеди Бога, произнесенные Христом в Нагорной проповеди. Ничего не изменилось с тех пор. Наоборот даже — праведников стало меньше. Все это происходит в результате преемственности воспитания. Ведь из года в год, из тысячелетия в тысячелетие воспитываются и взращиваются себе подобные, т.е. адаптированные. Таким образом можно прийти к мысли, что педагогам не надо заниматься адаптацией, которая подразумевает подготовку человека к жизни в социуме. Быть адекватным тем или иным событиям или явлениям, происходящим в жизни. Более того, необходимо готовить дезадаптированного человека. Не надо только путать дезадаптированных детей с детьми с девиантным и делинквентным поведением.

«Белая ворона», «чудак» обычно говорят о людях слишком добрых, остро справедливых, необычно милосердных, невыгодно честных. Такие «белые вороны» не вписываются в общество, высмеиваются, приравниваются к психопатам и доводятся до психбольниц несмотря на то, что психической болезни у человека нет. Всякий инакомыслящий – сумасшедший. «Выскочки», «правдоискатели», «непризнанные рационализаторы», «графоманы», короче – те, кому «больше всех надо», таких ярлыков огромное количество. А судьи кто? Средний человек общества противится появлению более умному, более справедливому, более честному, потому что на таком фоне заметна глупость, несправедливость, ложь. В результате таких «белых ворон» становится все меньше и меньше, так как превосходно помогают адаптироваться, считая это долгом.

Разобраться в приоритетах помогает термин «социализация». А.В.Мудрик так дает его определение, что «сущность социализации – сочетание адаптации и обособления человека в обществе, баланс которых определяет становление индивида социальным существом и развитие человеческой индивидуальности». Социализация предусматривает возможность изменить мир через изменение своего отношения к нему, своего восприятия. Мир ведь – это, прежде всего, окружающие человека люди. В настоящее время баланс, о котором говорит А.В.Мудрик, нарушен и очень перекосился в сторону адаптации. Этот же автор пишет о стихийной адаптации, которая происходит непрерывно: и в школе, и вне школы. В школьных и нешкольных теориях и практиках зачастую возникают противоречия: учат одному, а поступают по-другому. Нужно распределить влияния: социуму – стихийная адаптация, или просто адаптация, а образованию – развитие человеческой индивидуальности. По-новому расставить приоритеты.

Вернемся к вопросам, заданным выше. Наука психология в настоящее время находится на подъеме и будет определять стратегию развития гуманитарной культуры. Философия, религия и медицина не смогли справиться с этой задачей. Вершиной развития гуманитарной культуры и будет создание справедливого общества. Но общество – это человек. Его душевный комфорт станет главным критерием достижения этой цели. Чем быстрее человек будет совершенствоваться в этом направлении, тем быстрее общество будет подходить к своему совершенству. Это не зависит ни от политического, ни от экономического, ни от научно-технического состояния общества. Обретение человеком знаний о психическом здоровье, о применении этих знаний на практике и позволит быть ему счастливым.

Психическое здоровье – это состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, спокойно адаптироваться к стрессовым ситуациям, легко их преодолевать, быстро восстанавливать душевное равновесие, на фоне спокойного благоприятного настроения. Именно рекомендации по укреплению психического здоровья разрабатывает психогигиена.

Психология в теоретической части имеет такой потенциал, что необходимость внедрения его в практику уже назрела. Причем не только и не столько в плане оказания помощи нуждающимся, а путем всеобъемлющей профилактики, которую в психологии представляет психогигиена.

Психогигиеной занимались всегда (как правило, неосознанно в такой терминологии): от бесед Сократа до уроков вежливости и этики семейной жизни. В знаниях правил психогигиены заложен отход от стихийности, неосознанности и, как следствие, беспорядочности привития удобного для человека и общества поведения к целенаправленной работе по развитию способности человека к обретению внутренней свободы, душевного равновесия, к комфортной жизни и развитию своей индивидуальности.

Основными задачами психогигиены являются изучение окружающей среды, выявление тех ее факторов, которые неблагоприятно влияют на психику человека. Анализ, классификация, сила воздействия этих факторов изучаются психологами с целью выработки такого реагирования человека, чтобы тот или иной раздражитель не приводил к нарушению психического здоровья. Создаются и апробируются методы контроля и регуляции психического состояния, способы поведения и режима работы и отдыха.

Психогигиена является азбукой здорового образа жизни. Отсутствие психических проблем и трудностей позволяет человеку не придерживаться таких норм и правил, которые вызывают внутреннее напряжение, быть более свободным, раскрепощенным, имеющим возможность проявить свои способности, стать индивидуальностью. В конечном счете, воспитательно-педагогическое воздействие с целью адаптации индивида в социуме приводит к «размыванию» индивидуальности.

Иван Котва

Поделиться с друзьями