Новости

Как психологу начать практику

ИК поменьше
Для человека, решившего посвятить себя делу оказания психологической помощи требуется уверенность и базовые методы консультирования. Теория, знания, полученные в процессе обучения еще не стали активными, еще ждут своего применения. Умения, полученные во время практических занятий направлены лишь на своих товарищей по обучению, которые смотрели на ошибки, как на приобретение опыта.
Навыков еще нет, а именно они определяют успешность процесса консультирования. Можно привести такую метафору, когда ребенок начинает ходить он падает встает, снова идет, делает первые шаги раз за разом и наконец идет, идет, а потом и бегает. Ребенок приобретает навык ходьбы и этот навык остается с ним на всю жизнь. Человек может совершенствовать этот навык в зависимости от необходимости. Строевая подготовка, подиум, сцена, танцы, занятия спортом помогают делать походку более красивой.
Психологу также необходим навык работы с клиентами, ему придется падать, подниматься, снова идти вперед. Но как и ребенок не может научиться ходить сразу, так и любой профессионал будет совершать промахи. В практической психологии ответственность за промахи высокая, так как душа человека, его нервно-психическое устройство требуют деликатного отношения. Каждый начинающий психолог понимает это и потому страх перед совершением ошибки в нашей профессии выше, чем в какой-либо другой. И возникает парадоксальная ситуация: надо нарабатывать навыки, а тренироваться на живых людях не позволяют те знания психологии, которые были получены в процессе обучения, когда каждый преподаватель подчеркивает тонкость и ранимость человеческой психики.

За годы существования практической психологии профессиональное сообщество выработало специальные методы начала работы.

Во-первых, в каждом направлении практической психологии существуют нормы индивидуальных и групповых занятий, на которых участники получают клиентский опыт с двумя точками внимания — побывать в роли клиенты и увидеть ситуацию изнутри и посмотреть увидеть живую работу профессионала. Первый уровень вхождения в профессию.

Во-вторых, второй уровень, в каждом направлении практической психологии существуют различные способы вхождения в профессию через консультирование «подготовленных» клиентов — тех же обучающихся, но уровнем ниже. Психологи старших курсов консультируют студентов первых уровней, ступеней.

В-третьих, можно назвать это третьим уровнем вхождения в профессию — это бесплатные мастер-классы, практикумы и тренинги. На таких занятиях начинающий психолог нарабатывает опыт. Сначала новичку надо проводить мастер-классы. На этих занятиях ответственность лежит на самих участниках, а не на ведущих, так как ведущий показывает свои техники работы, свои знания, умения и навыки. Что он умеет делать. Участникам может что-то не понравиться в работе ведущего, но на вкус и цвет, как известно, товарища нет. Практикумы уже имеют больше ответственности ведущего, но все равно не так ответственны, как тренинги. На практикумах происходит знакомство с техниками и методами работы в практической психологии. Получится — не получится не важно, ответственность лежит на самом участнике. Он ознакомился, теперь знает такую технику, сможет ли он использовать ее дальше, это уже дело самого участника. Если на мастер-классе участники могут попробовать какую-то технику на себе или своих партнерах, а могут просто посмотреть работу мастера, то на практикуме практическое участие обязательно. Каждый что-то делает и повторяет за мастером или под его наблюдением. На тренинге происходят те же процессы что и на практикуме, но отрабатываются навык. За тренинг или цикл тренингов участники обязательно получают результат, как собственного развития, так и свои способности работы с другими людьми.

После бесплатных занятий, обычно это мастер-класс или практикум открываются минимум два пути дальнейшего профессионального роста и это должно быть поставлено в первоочередных целях занятия. Кто-либо из участников мастер-класса или практикума захочет получить бесплатную индивидуальную консультацию. Или захочет поучаствовать на платных занятиях ведущего. Бесплатная консультация с одним клиентом может быть только одна, в дальнейшем психолог и клиент встречаются на платной сессии. Вторая бесплатная консультация не проводится, вероятно психолог не подходит этому клиенту. На начальном этапе это нормально. После первого платного группового занятия может проводится одна бесплатная консультация. Дальнейшее психологическое взаимодействие психолога и клиента неэффективно и неэкологично.

В жизни бывает много интересного и может взникнуть , например, возможность взаимообмена, бартера. Можно обмениваться услугами со специалистами в сфере обслуживания. Парикмахер, репетитор, швея, рекламщики и прочие представители сферы услуг могут быть вашими первыми клиентами, с которыми можно обмениваться услугами. Зачастую так и происходит в жизни, но этот обмен не обговаривается детально. Также можно эту тему поднять в общении и предложить свои услуги в обмен на их. В этом обсуждении также будет полезно узнать мнение человека о себе, как начинающем специалисте.

Возникает вопрос, а если нет клиентов на платную консультацию или на платные групповые занятия, даже после бесплатного группового и/или индивидуального занятия? Ответ один — продолжайте оттачивать мастерство на своих бесплатных занятиях и давайте информацию и техники дозированно. Понимание «дозы» приходит с небольшим опытом. Хотя это тема для отдельной статьи.
Р.С. Помните! подготовка в сфере практической психологии — это самое эффективное вложение денег на всю жизнь, включая пенсию. Чем старше психолог тем дороже, в отличие от манекенщиц! Окупаемость вложение средств в подготовку — 3-5 месяцев и свободный график работы.
Да, кстати, кто не планирует в феврале идти к нам на курсы, тот может записаться ко мне на индивидуальную консультацию или коучинг.
Иван Котва, прогрессивный психолог

Поделиться с друзьями