Новости

Духовность и душевность

В нашей жизни существует много конкретных понятий и значений о конкретных вещах и явлениях. Но нам обычно незачем определять те или иные понятия и значения вещей и явлений. Достаточно общего представления об этом понятии. Тем не менее наступает определенное время и возникает какая-то трудность в нашей жизнедеятельности: жизнь задает нам вопрос, на который требуется ответить для продолжения своего обычного бытия. В жизни возникает чувство неудовлетворенности, внутреннего дискомфорта. Например, в отношениях с близкими (от «кто помоет посуду» до «с ним-ней невозможно жить»), или на работе (от «что-то я часто опаздываю» до «пора менять работу»), или в своем личном выборе (от «прическа надоела» до «где моя половинка»). Такие вопросы (трудности, задачи)*, доставляющие нам страдания и мешающие жить, нередко возникают в процессе жизни человека, стремящегося к этому гармоничному духовно-телесному процессу. В этом, скорее всего, и есть биологическая сущность человека, которую, с момента рождения и по мере развития, «обертывает» социальная. Произошедший сбой может вызвать те или иные болезненные состояния, избавиться от которых бывает довольно трудно. Трудно даже определить в чем собственно дело. Что-то происходит с нашими внутренними качествами и свойствами** личности и возникает стремление разрешить ситуацию. Желательно начинать все (при рациональном подходе) с поиска верного определения возникшей проблемы, т.е. рефлексии я-бытия.
Здесь нам на помощь приходит наш разум, который помогает приспособиться к новым жизненным условиям: достижением поставленных целей (в том числе с попыткой осознать неосознаваемые цели) и выборе средств этих достижений. В противном случае, как говорил Кант, природа взяла бы на себя не только выбор целей, но и выбор самих средств и с мудрой предусмотрительностью доверила бы и то и другое одному только инстинкту. Разум является средством познания самого себя и мира, и таких отношений с миром, чтобы суметь проявлять свою добрую волю, быть удовлетворенным собой без оценки своей доброты, находясь вне осмысления доброго начала своих мыслей, эмоций и поведения. Хотя с помощью рефлексии и интроспекции можно переходить к определению своих качеств и свойств личности, в нашем примере с целью разобраться в создавшейся проблеме (трудности, задаче). На первом этапе решения вопроса человек пытается дать определения тем или иным явлениям, вещам, которые «участвуют» в этой проблеме, т.е. задумывается над тем, чего раньше не замечал. Что для меня любовь, семья, работа, друзья…? Человек как бы разговаривает с самим собой, а, может, советуется со своей душой? Надеется на свой дух? Мы специально привели к этим понятиям, как душа и дух, чтобы помочь человеку изначально разобраться с самим собой, переходя с уровня на уровень, от души до семьи, от любви до работы. Чувствуете разную значимость понятий? Почему это возникло? На наш взгляд, такая разница возникает при перескакивании с проблемы на проблему, с вопроса на вопрос, уходя неосознанно от базовых понятий, занимаясь самооправданием, живя в плену иллюзий и стереотипов. Можно ли взглянуть на себя прямо, спросить самого себя, кто ты? Не только можно, но и желательно это сделать, чтобы быть в согласии с самим собой, избавиться от страданий явных и скрытых, личных и доставляемых другим. Иначе упрощенно это звучит так: у нас не будет проблем с семьей, если мы разберемся с душевностью, не будет проблем с работой, если мы разберемся с духовностью.
Трудно ли развести такие понятия как душа и дух, не прибегая к помощи Даля, Брогкауза-Ефрона или Ожегова? При отсутствии проблемы это и не за чем. При стремлении разобраться в себе и окружающем мире – желательно.
В словарях определения конкретны и обезличенны. В этой работе мы хотим разобраться в этих понятиях с точки зрения личности. Что для человека дух, его дух? Это его развитие, нравственный рост. Духовность является внутренней силой человека. При возникновении трудностей в процессе жизнедеятельности духовность помогает их преодолению и укрепляется в этом. Чем крепче дух человека, тем легче он справляется с препятствиями на жизненном пути, да и сами препятствия воспринимаются лишь как точки роста.
Душа тоже помогает росту человека, с ее наличием легче переносятся тяготы жизни, если они возникают. Но в душевности чувствуется направленность не внутрь человека, как в духовности, а вовне, на других людей. Конечно, чем душевнее человек, тем ему также легче переносить трудности в жизни, но это связано не с его внутренней силой, а с терпимостью к страданиям, причиной которых зачастую становятся отношения с другими людьми. Душевный человек как бы не замечает своих страданий, так как вся его жизнь направлена на других людей, на помощь им, на прощение им их слабостей, пусть даже связанных с преступлением против человеческой жизни. Духовность и душевность разные свойства личности.
Человек духовный может быть нетерпим к недостаткам других, но свою нетерпимость он не будет проявлять, так как имеет другое качество – терпение. Душевный человек может быть слаб по отношению к своим желаниям, но эту слабость он никогда не проявит, так как любит других людей. Стремление же человека жить в гармонии с собой и окружающим миром связано с обретением как духовности, так и душевности. В конце концов, упрощено говоря, эти свойства связаны с эгоистической и альтруистической природой человека. Ощущение терпения и терпимости как проявления духовности и душевности подводит человека к ощущению внутренней и внешней свободы, стремление к которой так велико в человеке независимо от того, осознает он это или нет.
Подводя итог нашей работе, хотелось бы повторить ряд вопросов, которые человек, прочитав эту статью, может задать себе (см. выше все предложения со знаком «?»). Часть этих вопросов может быть связана с верой и религией, но это очень большая тема для другой статьи.
_______________________________
*Уровень проблем может быть разный: от проблемы существования до поставленных самостоятельно задач, но неосознанных, как говорят в быту – «сам себе создал проблему».
** Качество — уровень выраженности общепринятых свойств личности, но существуют и специфические для каждой личности свойства.

Иван Котва, психолог

директор Балтийского института психологии

17.03.04

Поделиться с друзьями