Новости

Футбол: роли и судьба

котва костюм

В каждой шутке есть доля юмора

Избитое выражение «Каждый сам кузнец своей судьбы». Прямыми словами: каждый отвечает за то, как он проживает свою жизнь. Мы соглашаемся с с такими фразами сразу, не вникая в суть. А в чем суть? Суть в том, что главное условие распознавания своей ответственности — это рефлексия, осознанность.

У Вильяма Шекспира мы найдем мудрое крылатое выражение, которое в основном сводится к нескольким словам «Весь мир театр и каждый в нем актер». Полная версия ил монолога Жака в спектакле — комедии «Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль».

Альфред Адлер писал в своей работе «Наука жить», что «наши интересы касаются не столько прошлого, сколько будущего людей, понимать которое можно только понимая их стиль жизни. Даже если мы понимаем их инстинкты, стимулы, влечения и так далее, мы не в силах предсказать, что должно произойти. Некоторые психологи пытаются делать выводы, исследуя инстинкты, влечения или травмы, но при ближайшем рассмотрении можно обнаружить, что все эти элементы предполагают определенный стиль жизни. И поэтому, что бы ни служило стимулом поведения человека, оно является стимулом только к сохранению и фиксации стиля жизни».

Роберто Ассаджиолли: Я вовлечен в различные виды деятельности и играю множество ролей. Я должен играть эти роли, и я хочу играть их как можно лучше, будет ли это роль сына или отца, жены или мужа, учителя или ученика, художника или чиновника. Но я не только сын, отец или художник. Это не более чем роли — частные роли, которые я добровольно играю, будучи в состоянии наблюдать за своей игрой. Следовательно, эти роли — не я. Я -это я, и я не только актер, но и режиссер этого представления.

Якоб Морено: психодрама помогает в преодолении своих комплексов и встречи с собой, с другими, со странами и Богом. Для этого необходимо: сцена, зрители, директор, протагонист, вспомогательные Я; самопрезентация, обмен ролями; инсайт-в-действии.

Эрик Берн говорил о жизненных сценариях. Каждый получает вместе с семейными установками и свой жизненный сценарий, который впрочем можно переписать.

Перечисляя выводы известных мыслителей мы приходим к такому пониманию жизни, что человек может написать свой сценарий, сыграть в нем роли и быть режиссером своей жизни.

С другой стороны, различная типология является лишь ориентиром в понимании психологии человека. Каждый человек уникален и никакая типология не является его характеристикой. С другой стороны, человек, поверивший в некую типологию будет подстраивать свой стиль жизни под эту типологию.

Вот эти важные моменты осознавания себя, как уникального творения природы, социума и саморазвития, позволяют лучше осознать себя, свои мысли, свое поведение, свои ощущения и свои эмоции и чувства.

В рамках проходящего чемпионата мира по футболу представляю еще одну шуточную типологию, что заставить человека, читающего, лучше осознать себя и «отковать» свою судьбу в нужном для себя направлении — позитивно-прогрессивном.

Итак в чемпионате мира участвуют люди: игроки, болельщики, зрители, капитаны, комментаторы, тренеры, судьи и равнодушные; и предметы: мячи, билеты, свистки, поле и ворота.

Футбол представляет собой в настоящее время глобальный интерес и бизнес, как бои гладиаторов в древнем мире. Такие мировые явления не случайны, они являются отражением социальных явлений и закономерностей.

Взглянув на общество с точки зрения футбола мы найдем немало параллелей. Например, возьмем мяч. Люди — мячи или залеживаются на одном месте, пока не сдуются, или катятся под гору. Хотя при хорошем пинке они могут взлететь и лететь, пока не упадут. И вообще ими можно пасовать. Это люди — конформисты. Их проблема в том, что они хотят угодить другим и живут чужой жизнью. А другим они не нравятся, так как все их действия направлены на других, причем из собственных представлений об этих других. А самих их нет! Узнали?

Другие люди, как ворота. Они готовы принять все в себя и если бы не вратарь, то они были бы полны мячей. Полны много чего, но не нужного. Они ходят обычно большие и добрые, хотя эта доброта не от души, а от красования. Ворота — главная цель, но без игроков они ничего не значат!

Игроки — это действие ради действия! И поэтому они вызвали недоумение у старика Хотаббыча.

Билеты, как знаки отличия, покупные, подаренные, заслуженные, организаторские. Люди — билеты, самые важные чиновники. Они красуются и имеют силу входа. Вот выход для них не важен. Если их примут, то вот это самое главное.

Свисток — это стоп, отказ от эмоций, четкий расчет. Игра без правил перестает быть игрой. Свисток — атрибут судьи. Человек свисток напоминает другим, что есть хозяин положения, который зорко следит за игрой и останавливает игру и может наказать, если правила нарушаются. Он также отмечает начало и конец игры. Без свистка невозможна ни одна игра. Чем меньше нарушений, тем он незаметнее.

Люди — поля. Это люди, у которых все размерено. Они четко знают границы, соблюдают правила. На первый взгляд, они просторные и свободные, но до определенного шага. Потом они становятся непоколебимы.

Болельщики от зрителей отличаются тем, что они знают за что платят. Они платят за эмоции. У болельщиков всегда есть повод быть в радостном настроении и в подавленном. Они зависят о внешних факторов. Внутренне состояние всегда определено внешними обстоятельствами, от них не зависящими.

Зрители более спокойны и социальны. Они иногда не понимают болельщиков, когда те начинают хулиганить. Они могут не знать правил и смотреть, в душе удивляясь разворачивающимся событиям. Они все время чувствуют себя не в теме. Они никак не могут поймать удовольствие ни от чего в этой жизни.

Равнодушные похожи на зрителей, но себе на уме. Они занимаются своими делами, живут своей жизнью и не участвуют ни в каких тусовках. Живут простыми интересами: заработать денег, не понимая зачем, создать семью и детей, не понимая зачем. Они могут даже написать книгу, не понимая зачем, а читатели будут читать, силясь понять, а что хотел сказать автор.

Судьи — люди, живущие строго по правилам и всегда управляющие теми, кто не соблюдает эти правила. У них всегда есть помощники — люди-свистки, которые доносят до окружающих, что судья все видит и все замечает и с ним лучше не спорить, иначе получишь наказание.

Капитаны могут кричать на игроков, если игра не идет. Вот и все, что делают капитаны. Им трудно повлиять на других игроков, так как они сами играют. Их основная функция говорить громче всех. Это напоминает семью, в которой, кто-то хочет стать капитаном. Номинально да, может, но фактически можешь только кричать громче остальных, и дело в том, что этот крик другие уже не слышат и этот крик ничего не решает. Ну может вызвать более мощный крик у других, который также останется без внимания.

Тренеры — главные люди в игре. Они ничего не могут изменить в ходе игры, могут кричать громче капитанов, но их влияние на самой игре имеет мало значения. Игра — это результат их работы. Они готовят игроков. Они изначально управляют активностью, они прокладывают виртуальные дорожки к победе. Они мотивируют, они должны мотивировать, но могут и стимулировать, но так как игрокам важна индивидуальность, то стимулирование мало помогает воодушевлению и хорошей игре. Только мотивация позволяет всем виртуальным ниточкам сойтись в одной точке — голе.

Ну и комментаторы. Люди, продающие эмоции из первых рук. Они знатоки продаж эмоций. И чем лучше они продают эмоции, тем больше им позволяют. Например, но и даже могут нецензурно выразиться. Если они хорошо продали эмоции им простят. Конечно, они зависят от продукта: от самой игры, но иногда они нахваливают свой товар так хорошо, что все равно проадют.

Вильям Шекспир (1564-1616) — английский поэт, известный драматург, один из величайших и наиболее цитируемых авторов крылатых тонких выражений.

Альфред Адлер ()1870-1937) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель. Автор теории и метода индивидуальной психологии.

Роберто Ассаджиолли (1888-1974) — психолог, психиатр, гуманист. Основатель психосинтеза — теории и метода психокоррекции, психотерапии и саморазвития человека.

Якоб Морено (1889-1974) — психолог, социолог, психиатр. Автор многих психологических исследований и методов психокоррекции и психотерапи, таких как групповая психотерапия, психодрама и социометрия.

Эрик Берн (1910-1970) — американский психолог и психиатр. Автор таких направлений в психокоррекции и психотерапии, как трансакционный и сценарный анализ.

Иван Котва, в роли психолога

Поделиться с друзьями