Новости

Тренинг, семинар, практикум, мастер-класс и другие

Зимняя школа - 2013

Для того, чтобы потенциальный участник проводимого психологами, да и другими специалистами, мероприятия был более осведомлен о том, что ему предстоит в ближайшее время посетить, предлагаю анализ таких мероприятий.

Такое знание очень важно не только для участников, но и для начинающих ведущих.

Во-первых, мастер-класс. Это занятие предполагает показательное выступление ведущего, который преуспел в каком-либо методе, технике и/ или приеме. У него нет цели обучить участников. Ведущий показывает свою работу и отвечает на вопросы участников, которые могут направлены к процессу и результатам. Что делал ведущий, зачем, на какие детали обратить внимание. Ответственность участников заключается в том, что они выбрали или ведущего или тему, которые привлекли их внимание и они пошли посмотреть на эту работу и поучаствовать в ней. Если ведущий не оправдал их надежды и ожидания получить какое-нибудь лекарство от проблемы, или удовольствие от самоисследования, от веселого времяпрепровождения, то «виноват» сам участник. Ведущий не ставит своей целью изменений участников или получения ими удовлетворения. Ведущий нацелен только на то, чтобы показать то, что ему нравится делать и у него это получается. Например, мастер-класс по арт-психотерапии подразумевает, что ведущий делает какую-либо работу с клиентом таким методом (техникой, приемом). Например, рисунок «Я и моя семья». Участники выполняют предложенное упражнение а ведущий показывает как он с ним работает.

Во-вторых, практикум. Зачастую путают мастер-класс и практикум. На практикуме ведущий выбирает интересные практические упражнения, поучаствовав в которых человек проявляет интерес или отвергает интерес к методу (техникам, приемам), предложенным ведущим. Здесь ответственность участников заключается в том, что им интересна тема и желание попробовать на себе или на других тот или иной метод (технику, прием), а ведущий уже на втором плане.

В- третьих, тренинг. Тренинг часто путают с практикумом. Даже принято называть все мероприятия тренингами. Но специалисту важно самому знать и ориентировать участников, если подходить к понятию тренинга, как к мероприятию, направленному на формирование определенных навыков. Цель тренинга сформировать у у частников навыки и отработать эти навыки до уровня применения их в профессиональной и жизненной практике. Ответственность участников раз за разом тренировать тот или иной навык до свободного применения. Ответственность ведущего в том, чтобы уметь обосновать применение и показать, как делается то или действие (операция), чтобы ею овладеть и использовать в своей практике. Ведущий уделяет в начале своей работы деталям упражнения, чтобы участники правильно пооперационно выполняли задания.

Есть еще лекции, семинары, конференции, интенсивы. В контексте статьи можно отметить лишь кратко.

Семинар, который предполагает подготовку участников по заявленной теме. Например, если предполагается семинар по арт-психотерапии, то участники должны заранее почитать про арт-психотерапию, посмотреть видео по этой теме.

Лекция — это информирование слушателей о заявленной теме. Предполагает историю темы, взаимосвязь темы с другими темами, разъяснение учебных печатных материалов. Средства лекции могут быть разными: устная передача информации, презентации, видеоролики, другие формы и методы, как интерактивные, так и монологи.

Конференция предполагает комплекс мероприятий на тему конференции. В конференции могут быть мастер-классы и практикумы, семинары, лекции, доклады, круглые столы. Каждое из указанных мероприятий имеет свои цели, свою ответственность как ведущих так и участников.

Интенсив предполагает комплекс практикумов по одной теме или по одной концепции.

Иван Котва, психолог, тренер, ведущий

Поделиться с друзьями