Новости

День рождения отца психотерапии

Фото0002

Зи́гмунд Фрейд (допустимо также Фройд, Sigmund Freud, полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем. Sigismund Schlomo Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австрийская империя — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психолог, психиатр и невролог.

Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. С того времени и появилась такая профессия как психотерапевт — практический психолог, который проводит лечение с помощью безлекарственного воздействия на психику пациента. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе.

Зигмунд Фрейд не был психологом, он был психиатром и заложил психологическое непонимание психики в фундамент психотерапии.  В 1950 году Карл Ясперс писал: «Фрейд создал собственное «мировоззрение» и далеко отошел именно от духа научности. В человеческой жизни все наделено смыслом, но когда берется какой-то один уровень и делается «базисом» для всех остальных, то мы имеем дело не с наукой, а с философией или религией. Из нескольких истерических симптомов выводится вся история болезни, а она расширяется затем на всю биографию. Это открывает путь множеству противоречащих друг другу интерпретаций, поскольку основатель какой-то иной секты волен взять в качестве фундамента другой смысловой уровень».

Интерес к теориям психоанализа не угасает и в наши дни. Многие продолжатели дела Фрейда, как и его противники, на его работах строят новые концепции. Редкий психолог или психотерапевт описывая сферу психологии не ссылался на труды Фрейда, или приводя их в доказательство или критикуя их. Мне это напоминает славное советское время, когда в каждой статье надо было делать ссылки на работы Ленина, количество которых настолько велико, что можно упомянуть в любой статье. И в этой тоже:

Борясь с механистическими трактовками личности, а также с различными идеалистическими попытками мистифицировать природу и характер человеческой активности, советская социальная психология опирается также на критику В. И. Лениным биологизации человеческого поведения. Идеи биологизаторской сущности личности были развиты в работах З. Фрейда и его многочисленных последователей.

Разумеется, далеко не все концепции Фрейда принимались советскими учеными. Многие из них (ученых) критически отнеслись к вторжению психоаналитических идей в сферы литературы, философии, социологии, политики. Однако, несмотря на критическое осмысление психоанализа и фрейдизма в целом, неприятие отдельных его допущений и положений, большинство ученых отдавало должное Фрейду в описании им человеческой психики и называло его не иначе как «выдающийся психопатолог» (П. Блонский), «один из крупнейших умов Европы» (А. Лурия), «один из самых «бесстрашных» умов нашего века» (Л. Выготский).

Да, в начале 20-го века большинство психологов придерживается взглядов Фрейда, даже в Советской России занимаются психоанализом вплоть до 1930 года. Сначала российские психологи разбираются, в чем суть психоанализа и, естественно, запрещают его как ненаучную идеологию. Крупный российский психолог А.Р. Лурия некоторое время находится под влиянием психоанализа, но потом выходит из сообщества психоаналитиков, признает ошибки и продолжает свои исследования в области нейропсихологии.

Л.С. Выготский и А.Р. Лурия написали предисловие к русскому переводу работы Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия», где было отмечено, что психология Фрейда по своим тенденциям насквозь социологична, а задачей других психологов-материалистов, находящихся в лучших условиях, чем Фрейд, остается раскрыть и до конца аргументировать материалистические основы данного учения.

В верхних эшелонах большевистской партии отношение к рассмотренной выше позиции было неоднозначным. Сам лидер российских коммунистов В. И. Ленин (Ульянов) к наследию Фрейда относился настороженно. В беседе с немецкой феминистской Кларой Цеткин он заявил: «Теория Фрейда сейчас тоже своего рода модная причуда. Я отношусь с недоверием к теориям пола (секса, примеч. автора), излагаемым в статьях, отчётах, брошюрах и т.п., короче, к той специфической литературе, которая пышно расцвела на навозной почве буржуазного общества…»

Иван Котва, прогрессивный психоаналитик

Поделиться с друзьями