Новости

World Mental Health Day

Всемирный день психического здоровья другими словами World Mental Health Day, D?a Mundial de la Salud Mental, Journ?e mondiale de la sant? mentale — памятная дата, 10 октября. С 1992 года празднуется каждый год. Введен по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке ВОЗ. День психического здоровья для россиян появился и отмечается с 2002 года.

Этот день входит в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.

Российские психологи знамениты своей теоретической частью психологии, которую они активно развивали в советский период. Знаменитые российские психологи, такие как Выготский, Леонтьев, Узнадзе, Зейгарник, Рубинштейн, Гальперин и другие — известны и цитируемы во всем мире. Недооценивать вклад отечественных психологов нельзя. Вот с прикладной или даже практической частью психологии мы немножко отстали, лет на 15-20. За последние (с 1989 года — введение должности психолога в школах) 20 лет российская практическая психология прошла быстрыми темпами тот период, который в Европе и Америке продлился 100 лет. 

Некоторые вопросы к проблемам профессионального обучения практических психологов 

В области подготовки кадров по специальности «психология» складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, профессия психолога престижна, интересна и широкоприменима, с другой стороны, выпускники этой специальности многочисленных образовательных учреждений не могут найти себе работу. Остановимся подробнее на определениях данного утверждения.

Психологом быть престижно – это не только сложившееся общественное мнение. На самом деле изучение психологии позволяет человеку приобщиться к специфичному предмету – душе. Познание внутреннего мира человека и реализация этих знаний путем оказания помощи другим людям — всегда было в почете. Вопросами о душе занимались служители церкви, врачи, правители и другие авторитетные люди. Их рекомендации и советы высоко ценились в обществе. За годы советской власти роль указанных социальных групп взяли на себя идеологические органы: профсоюзные, комсомольские и партийные работники. Чем выше был их уровень в социальной иерархии, тем лучше они были подготовлены и необходимо отметить, что с задачей «душеведов» они справлялись неплохо (в рамках идеологических установок).

После перестройки в образовавшийся вакуум кинулись все, кому не лень. В стране появилось масса экстрасенсов, колдунов, религиозных сект, в том числе укрепило свои позиции традиционное православие. Огромные стадионы собирали психотерапевты и целители. Возникло ошибочное мнение, что психология за годы советской власти не развивалась и была в подполье. Конечно, это не так. Проводились конференции, разрабатывались научно-практические теории, советская психологическая наука известна во всем мире. И сейчас изучаются труды Божович Л.И., Блонского П.П., Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Запорожца А.В., Корнилова К.Н., Костюка Г.С., Леонтьева А.Н., Лурии А.Р., Ломова Б.Ф., Макаренко А.С., Мясищева В.Н., Рубинштейна С.Л., Теплова Б.М., Эльконин Д.Б. и многих других. Кроме известных корифеев психологической науки много сделано и рядовыми сотрудниками.

Мнение об отсталости психологии возникло по тем основаниям, что не было распространения практических служб, кроме медицины и педагогики. Отрицательное влияние оказала сама власть, направлявшая в психиатрические клиники неугодных.

Постепенно ситуация стабилизируется, создаются психологические службы и территориально, и функционально. Стало хорошим тоном получать индивидуальные консультации. Психологи работают во всех социальных уровнях от детского садика до президентской администрации. Престижность психолога возрастает.

Многие учебные заведения готовят психологов, как по основной программе, так и по программе дополнительного образования. Почему же выпускники остаются безработными? Дело заключается в специфике работы. В США, например, разрешение на консультационную деятельность могут получить специалисты психологии и философии (философия заслуженно имеет там прикладное значение) не младше 30 лет. Такой подход обоснован, так как необходим практический и жизненный ценз, чтобы помогать другим. Можно назвать, основной объективной причиной невостребованности молодых специалистов-психологов (как впрочем и других профессий) отсутствие опыта не только их индивидуального, но и общественного.

Всем известна ситуация на рынке труда в России с момента преобразований. Сначала возникла потребность в бухгалтерах, потом в юристах, теперь в психологах и социальных работниках. Проблема в том, что у всех этих специалистов мало опыта.

Становление новых (к сожалению, непонятно каких) общественных отношений потребовало новых кадров в мировоззренческом смысле этого слова. Да и сейчас еще непонятно, какова основная идея российского общества. Капитализм? Тогда требования к межличностным отношениям будут более меркантильны и жестки, чем в настоящее время, когда большинству населения с детства прививалось коммунистическое отношение к окружающим, более гуманистическое. Особый путь России? Тогда многое еще не сформировано и, кстати, формируется каждым по своему усмотрению. О профессиональном признании еще рановато говорить и естественно общество еще не готово принять практические психологические службы, как необходимый атрибут жизни. Логичная ситуация: нарабатывается необходимый опыт, подготавливаются не только новые специалисты, но и новые преподаватели.

Реализация программ обучения психологов в Калининградском регионе мало отличается от всей России. И основной ВУЗ – Калининградский государственный университет – открыл специальный факультет, и множество столичных филиалов, и местные негосударственные учреждения успешно заняли эту образовательную нишу.

В настоящее время существуют различные виды обучения. Во-первых, это классическое вузовское пятилетнее образование по очной форме обучения. К сожалению, выпускники дневных отделений с трудом находят работу в виду специфики работы психолога – необходимый практический и жизненный ценз. Молодые специалисты пополняют ряды малооплачиваемых специалистов образования. Во-вторых, заочники – это будущие специалисты, которые обучаются без отрыва от работы, обычно ими уже определено рабочее место и они, как правило, уже имеют его. В-третьих, получение второго высшего или высшего на базе среднего специального (медицинского или педагогического) образования, обычно в течение трех лет. И четвертая группа, переподготовка по программам дополнительного образования в течение обычно двух лет (1800 часов). По этим программам занимаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование. Получаемые ими дипломы приравниваются ко второму высшему или среднему специальному образованию.

Все заочные и сокращенные программы рассчитаны на людей, работающих не только в психологии, но и в сфере политики, педагогики, правоведения и правоохранительной деятельности, менеджмента, социальной и лечебно-оздоровительной, культурно-творческой и других сферах деятельности.

Конечно, эти знания и практические навыки нужны каждому человеку, но чтобы получить такой диплом желательно работать по специальности. Многие помнят, что в советское время каждый студент-заочник обязан был, начиная с третьего курса, работать по специальности. Согласитесь, что такое требование вполне оправданно. Работать по избранной специальности — не обязательно быть психологом. Главное, чтобы студент на своем рабочем месте был связан с теми сферами, о которых сказано выше.

В обучении желательно применять всесторонний подход, как к решению психологических проблем, ведь так оно и должно быть в реальной жизни. Одновременно это значительно расширяет сферы будущей деятельности практического психолога. Любая подготовка не может быть обеспечена простым подбором хороших преподавателей отдельных курсов – необходимо, чтобы их материалы и манера изложения были четко скоординированы. Именно такая, постоянно совершенствующаяся, работа должна обеспечивать учащихся материалами, содержащими наиболее ценную отечественную и зарубежную информацию из рекомендованных источников.

Правильно составленные списки литературы должны избавлять студентов от поиска дополнительной литературы, значительно сокращая материальные и временные затраты. И требуют не просто изучения, а творческой переработки материалов и умения применять их на практике в соответствии с прилагаемыми к ним заданиями, тестами и упражнениями.

Курс должен помогать овладеть необходимыми знаниями: практическими приемами самопознания, саморегуляции, личного и профессионального роста, искусства общения и творческой организации профессиональной деятельности.

Базовый курс обучения решает основную задачу — заложить в студентах системный подход к практической психологии, сформировать ориентацию в многотомной противоречивой информации и многочисленных семинарах, часть из которых проводятся недостаточно квалифицированными специалистами.

Ведущие зарубежные учебные заведения не учат по одним и тем же учебникам и заочников и очников, прекрасно понимая, что они находятся в разных условиях и у заочника нет постоянной возможности для консультаций с профессорами. Материалы обучающих курсов должны учитывать эти проблемы, ставя всех студентов, независимо от местных условий, в равное положение и обеспечивая их такой информацией, которую не могут получить самостоятельно студенты психологических факультетов даже дневных отделений вузов.

Преподавательский состав необходимо формировать, как из специалистов из вузов, так и практикующих психологов. Каждый студент может иметь возможность в процессе обучения получить любую устную или письменную консультацию, как учебную, так и личную.

Требования, выдвигаемые к учащимся-заочникам, такие же как в любом другом учебном заведении, но есть специфика. Большое количество самостоятельной работы, как и малые объемы лекций и семинаров, с одной стороны выглядят облегчением, а фактически повышают личную ответственность за качественность индивидуальной работы, так как после окончания учебного курса надо будет продемонстрировать не только знание всех разделов, но и наглядно показать их взаимосвязь и умение практически ее использовать.

Востребованность подготовленных кадров – дипломированных специалистов основана на том, что в настоящее время нужны опытные педагогические и медицинские работники, получившие дополнительную специальность психолога без отрыва от работы. Именно они составляют важное ядро всех практикующих психологов, где кроме знаний необходим и жизненный опыт и достижения.

Поговорка «сапожник без сапог» не может быть отнесена к практическому психологу. Он обязан решать свои проблемы и делает это более грамотно, успешнее и менее болезненно, чем непрофессионалы. А вот молодые специалисты должны еще наработать опыт, проверить свою компетенцию. Для них, в первую очередь, подходит групповая работа с детьми и подростками. Они могут работать помощниками психологов или вторыми психологами в детских садах и школах. Как и в любой профессии сначала нарабатывается опыт, который оплачивается довольно скромно, но целеустремленные специалисты добиваются успехов, не чураясь никакой работы, путем приобретения знаний, опыта, расширяя свой кругозор.

Завершая тему обучения психологии, хочется пожелать скорейшего общественного признания психологов, в какой отрасли они бы не работали. И, в первую очередь, это признание зависит от нашей работы.

Иван Викторович Котва, директор Балтийского института психологии, председатель Коллегии профессиональных психологов

Поделиться с друзьями

3 комментария к “World Mental Health Day”

Вы можете оставить ответ или Trackback к этому посту.